Застава

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Застава » Одежда » Древнерусские названия деталей одежды


Древнерусские названия деталей одежды

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Можно находить любую информацию про одежду и все, что связано с ее изготовлением, а так же об украшениях и способах ношения в древних и устаревших названиях. Обязательно давайте ссылки!

0

2

Нашла немного по украшениям)

Фибулы.
Самое раннее письменное упоминание о нагрудных застежках – сустугах (от глагола стягивать) мы находим в повести временных лет под 945 г. при описании древлянских послов, приехавших к княгине Ольге «они же седяху и перегъбех в великих сустугах гордящееся и принесоша я на двор к Ользе…»Возможно, что сустуги древлянских послов являлись ни чем иным, как большими нарядными подковообразными фибулами, характерными для 10-го века. В. А. Мальм, Подковообразные и кольцевидные застежки-фибулы.

      Подвески к головному убору. В этнографии  и  в  материалах  XVI
  -- XVII вв. широко известны "рясны", вертикальные полосы, идущие от
  кокошника вниз (до  груди  или  даже  до  пояса).  В  металлических
  изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как
  бы имитирующих дождевые струи, обязательны "пушки", изготовленные из
  лебяжьего или гусиного пуха. В археологическом материале, как увидим
  в дальнейшем, в  качестве  таких  подвесок  к  ряснам  служили  так
  называемые колты
"Гривная  утварь"  --  ожерелья,  украшения  шеи  и  груди.   В
  этнографическом (плохо изученном) материале  известны  наборы  бус,
  "мониста"   из   старых   монет;   специальных   украшений    мало. ". Украшения шеи, горла  и  груди  древнерусской
  женщины были необходимым дополнением к  заклинательной  орнаментике
  головного убора и всей одежды в целом. Одежда готовилась из льна  и
  шерсти при помощи такого количества предметов, оснащенных солнечной
  символикой (вальки, трепала, прялки, ткацкий стан),  что  суеверные
  язычники вполне могли положиться на её  антивампирскую  надежность.

"Обручи"-браслеты.   Браслеты   широко   представлены    в
  деревенских и в городских материалах.

Перстни. Кольца на  руках,  по  всей  вероятности,  связаны  со
  свадебной  символикой  и  на  этих,  самых  маленьких  по   размеру
  украшениях, как и на всей избе-хоромине, выступает идея  макромира,
  долженствующего оберегать микромир одной девушки:  есть  перстни  с
  тремя крестами или с тремя солнцами или с двумя крестами и  солнцем
  в середине. Это уже знакомый нам прием показа  движения  солнца  от
  восхода к полудню а от полудня, апогея (который "чтут" язычники)  к
  закату.

Височные кольца. Нижняя кромка  древнего  кокошника  снабжалась
  y висков несколькими кольцами ("заушницами"), получившими кабинетное
  наименование височных  колец.  Возможно,  что  к  ним  должно  быть
  отнесено древнерусское слово "усерязь"
Серьги, продеваемые в мочки ушей, не  применялись  в  древней
  Руси. Hа них перешло древнее слово "усерязь", означавшее подвеску к
  кокошнику y висков.

Следовательно, изготовление височных колец  в  одном  столичном
  центре отпадает. Вятические  "усерязи"  делались  в  селах  многими
  десятками местных кузнецов ("кузнь" -- тонкое изделие), а сохранение
  общеплеменного единства в XII -- XIII  вв.  должно  найти  какое-то
  другое объяснение.

Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси.

0

3

Черезвычайно актуальная тема для таких как я , обьясняющих непонятное , используя слово хрень и его синонимы. Надо Алорну Михалычу подкинуть идею открыть такую же и по железкам, чтоб было куда послать таких неучей, как я

0

4

Я там сочинила такой же раздел про все подряд, можно еще и туда)

0

5

Элементы древнерусского костюма по данным русских письменных источников XI-XV вв. и данные археологии
Изучение древнерусского костюма базируется на данных письменных, археологических и изобразительных источников. Письменные источники позволяют судить о материале, из которого изготавливалась та или иная одежда, о ее принадлежности и даже стоимости. Но в редких случаях можно точно представить, как кроился, шился, застегивался, носился  и  в конечном итоге выглядел тот или иной элемент костюма. Эти фрагментарные данные оказываются более информативными при сопоставлении с археологическими материалами. В корпус русских письменных источников XI-XV вв. по  истории древнерусского костюма входят летописи, берестяные грамоты, духовные грамоты русских князей. В целом они дают более 90 терминов, имеющих отношение к костюму. Из них около 40 относятся к одежде, 8 – обозначают различные виды или части головных уборов, 13 - украшения, 16 – обозначают разные виды тканей, 2 - кожи, еще 10 - обозначают цвета одежд или тканей, и 3 – относятся к обуви. Число же упоминаний костюма в письменных источниках в целом превышает 200.
Большое количество терминов, обозначающих одежду, свидетельствует о сложном составе, или, скорее, многослойности древнерусской одежды.
К нижней одежде однозначно можно отнести лишь термин сорочица (срачица, сорочка). Материалы древнерусских погребений позволяют говорить, что женская и мужская нижняя одежда были сходны: они имели глухой покрой и небольшой разрез спереди. Нарядные сорочицы имели невысокие воротники-стоечки, украшенные вышивкой цветным шелком и золотными нитями. 
В отличие от нижней, верхняя одежда обозначается гораздо большим количеством   различных терминов (примерно 24). Наиболее часто упоминаемым среди видов верхней одежды является кожух, который, видимо, являлся наиболее теплой (и самой верхней) мужской и женской одеждой. Имеющиеся свидетельства письменных источников об этой одежде позволяют говорить, что кожухом могла называться как одежда с рукавами, так и типа накидки. По находкам в древнерусских погребениях известны остатки верхней одежды, сшитой мехом внутрь, застегивавшейся при помощи воздушных петель. 
Таким образом, нижняя и самая верхняя женская и мужская одежды имели одинаковые названия. По-видимому, они были сходны и по своему крою. Остальные термины, рассматриваемые ниже, относятся исключительно к мужскому или к женскому костюму. Следует отметить, что древнерусский мужской костюм в письменных источниках описывается 24-мя терминами и упоминается гораздо чаще, тогда как женский – лишь 13-ю единично встречающимися терминами. При этом из «мужских» терминов 21 обозначает одежду, 3 – головной убор, и 1 – обувь, тогда как из «женских» 5 обозначают части головного убора, еще 5 – украшения, и лишь 3 – одежду. 
Целый ряд понятий относится к мужской верхней наплечной одежде типа накидки. Пожалуй, это единственный вид одежды, обозначаемый таким количеством терминов: корзно, мятль, луда (лудиц), коц, япкыт, манатья. Прежде всего, очевидны различия в материале этих видов накидок (луда – плащ из тяжелой материи с использованием золотной нити, япкыт – по-видимому, войлочный плащ) и их принадлежности  (манатья – одежда духовенства, коц – исключительно княжеский плащ). Одежда типа плаща хорошо известна по археологическим источникам. По материалам древнерусских погребений реконструируются застегиваемые фибулами накидки. Фиксируются разные способы их ношения: 1) с застежкой на шее или у плеча, 2) с застежкой сбоку (при этом одна рука оставалась открытой). Вполне возможно, что плащи с разными способами застежки и покроя могли иметь и разные названия, но письменные источники здесь не дают возможности для уточнения. Помимо одежд типа накидки письменные источники позволяют выделить группу наплечной распашной верхней одежды, к которой можно отнести свиту, бугай, охабень, опашень, терлик. Эта одежда известна только по археологическим материалам эпохи позднего средневековья и практически не фиксируется в погребальных памятниках X-XIII вв.
Группа терминов, относящихся исключительно к женскому костюму, включает в основном названия украшений (колтки, усерязи, монисто, ожерелье, алам), а также головных уборов или их частей (юбрус, чело, повоец, привитка). Лишь три названия обозначают виды женской одежды – чупрун, подволока, понявица. Важно отметить, что  небольшой ряд понятий достаточно полно  характеризует состав женского головного убора. Все эти элементы, несмотря на их фрагментарность, фиксируются по археологическим материалам. Кроме того, все приведенные названия хорошо известны из этнографии. Чело или очелье - передняя, возвышавшаяся надо лбом  часть головного убора. Повоец (повойник), имевший вид мягкой шапочки, являлся нижней частью головного убора, носившейся под кокошником, сорокой, убрусом. Юбрус (убрус) – полотенчатая часть головного убора, надевавшаяся поверх его основных элементов (кики, повойника). Колтки (колты) – украшение головного убора, хорошо известное по материалам древнерусских кладов. Усерязи, по предположению Н.В.Жилиной – височные подвески, характерные для древнерусского женского убора. Письменные источники ничего не говорят нам о том, как могли сочетаться все эти детали головного убора. Однако, известен целый ряд древнерусских погребений и кладов, по материалам которых археологи реконструируют разные комбинации перечисленных элементов: убрус, повойник, очелье в сочетании с височными кольцами, подвесками. Все они могли носиться и одновременно, составляя сложный головной убор, аналогичный русскому этнографическому убору

Новгород. Грамота № 586.
Конец 80-х гг. XI в. – первая четверть XII в. Троицкий раскоп.

Перевод: «От Нежаты вишен, вина, уксус и муку, Иванову шубу и сковороду»
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. – М., 1995.-С.243.

Новгород. Грамота № 644. 
Середина 10-х – 20-е гг. XII в. Троицкий раскоп.

перевод: «От Нежки ко Завиду. Почему ты не присылаешь то, что я тебе дала выковать? Я дала тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то посылай отрока (т.е. судебного исполнителя). ты дал мне полотнишко; если поэтому не отдаешь [то, что я дала выковать], то извести меня. Я [тогда] я вам не сестра, если вы так поступаете, не исполняете для меня ничего! Так вкуй же [отданный тебе металл] в три колтка; его четыре золотника в тех двух кольцах»
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. – М., 1995.-С.244.
Юлия Степанова, 2005

Новгород. Грамота № 288
10-е - 30-е гг. XIV в.
Неревский раскоп

Перевод: 
"... полотна 3 локтя, золотник зеленого шелка, другой [золотник] красного, третий - желто-зеленого, золотник (?) белил на белу, "бургальского" мыла на белу, а еще на одну белу ...".
Золотник - мера объема пряжи, ткани.
Новгород. Грамота № 648.
Конец XII - первая четверть XIII в. 
Троицкий раскоп.

Это фрагмент описи имущества (по-видимому, церковного). Упомянуты: плащ, шуба (кожух), свита, оперсники (т.е. одежда, покрывающая грудь; по предположению В.Л.Янина, это параманд - четырехугольный плат, который охватывает плечи монаха, обвивая и стягивая одежду), покровы (покрывала на престол или на гроб).
Перед къръзно можно предполагать "две застежки" или "две завесы".
Цит. по: Зализняк А.А. Дневненовгородский диалект. - М., 1995.-С.354.
Новгород. Грамота № 638.
Середина 50-х - середина 90-х гг. XII в.
Троицкий раскоп

Перевод: 
первая строка: вероятно " Ортемье гривна дана"
вторая строка: "(такой-то или ты заказал за эти) денги у меня плащ. Я шил [его] себе (?)..."
Заключительная часть письма: "Если избавлюсь [от долгов?], то пришлю заранее (другой вариант: то пошлю за пряжей) и выкрашу в синий цвет, а сейчас мне не пакости".
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский 

Берестяные грамоты - источник по истории древнерусского костюма

Новгород. Грамота № 381
XII в. Найдена близ Неревского раскопа

Перевод: "От Игната к Климяте. Возьми у Душилы Фоминича три с половиной гривны и купи шубу чермничную женскую и [еще] купи...".
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 1995.-С. 273.

Новгород. Грамота № 141.
Конец 60-х - 70-е гг. XIII в. Неревский раскоп.

Перевод: "У Сидора, Тадуя и Ладопги (другой вариант: у Сидора-Тадуя, по прозвищу Ладопга) положил Гришка с Костой в суиках (тоболах) [вещи]: Гришкины - шуба, свита, рубашка (сорочица), шапка, Костины - свита, рубашка; а [сами] сумки Костины; да [еще] сапоги Костины, а другие Гришкины. А если что случится на Мовозере, приславши [за вещами], возьмет [их] (или: возьмете)".
Цит. по: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. - М., 1995.-С. 404.
Прорисовка грамоты дана по: Арциховский А.В., Борковский В.И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.). - М., 1958.-С.18.

Юлия Степанова, Тверь, вроде из журнала "Родина"

0

6

Doris написал(а):

Я там сочинила такой же раздел про все подряд, можно еще и туда

Все подряд неудобно искать. а тут, на форуме по одежде уже намного удобнее, чем по компьютеру в 6 гигах копаться, выискивая то, что нужно.

0


Вы здесь » Застава » Одежда » Древнерусские названия деталей одежды


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно