если бы был фотик...хотя у нас на выставке были две этнографические поневы из с. Карабухино и с. Секирино - это Рязанская область. И еще на Руслане в тканях есть черная шерстяная тряпочка с тонкой льняной клеткой, 530 руб. Очень даже подойдет, только вот по-умному, лучше несколько ниток рядом с льном повыдергать и вставить еще несколько красных ,синих, зеленых нитей - на выбор. Можно не корячиться с золотом. Можно примерно сделать как у Федорова, только тогда крой будет другой - не Т-образный, а с сосборенным воротом, как в этнографии.И с поликами наверно.
Вятический костюм
Сообщений 31 страница 60 из 65
Поделиться322008-03-16 03:13:29
Вот про полики я ничего не слышала. Это связано с возрастом( невеста, девушка на выданье) или просто осбенность кроя?
Поделиться332008-03-16 03:14:40
А вот фото понев. Эти?
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 03:14:54)
Поделиться342008-03-16 03:19:45
это характерная особенность кроя для поздних рубах - гораздо чаще встречалась, , хотя известны находки поликовых рубах на 7-8 века у рязано-окцев. Смысл - Сшиваются 4 полотна по 40, причем швы оказываются посередине переда, спины и по бокам, рукава присоединены посредством поликов к стану ,ворот получается очень широкий, поэтому приходится делать сборки наверняка. делается очень просто, если есть Пармон, там можно поглядеть.Еще часто такие рубахи делали отрезными по талии в силу некоторых женских особенностей и структуры костюма. Низ обычно был из ткани более грубой, чем верх, его можно было отпороть и постирать отдельно. Т0образные рубахи всегда были цельными, поэтому их носили, по крайней мере в позднее время, только маленькие и старенькие, а женщины в расцвете лет таких не носили.
Поделиться352008-03-16 03:20:22
они, синяя из Карабухино, черная из Секирино
Поделиться362008-03-16 03:24:54
Пармон есть.
А это общий вид костюма. Но тут у тебя поликов не наблюдается
Поделиться372008-03-16 03:27:30
А они есть - это ж в крое - там где плечи. Еще любили в русских сказках делать белые рубахи с красными поликами.
Ща еще скину фотку поржать - это у меня не особо рубаха удалась)))))))))))))))))))
Поделиться382008-03-16 03:31:30
Это я на Куликовке жюри бью))))))))шутка. Вот рубашка ,только она не особо суперская - росто надо было крой попробовать)Я ее в электричке шила перед фестом)
Поделиться392008-03-16 03:35:43
Хм, озадачила ты меня насчет кроя. Приталеное платье я видела только 1 раз, но только это вроде век 13, даже картинка гдето есть. Обычно всегда туника с клиньями и все.
Поделиться402008-03-16 03:38:15
А вот подрукин костюм. Тоже говорит, что вятичей делает.
Поделиться412008-03-16 03:41:51
у нее кста есть что-то похожее на полики, но на фото не видно, как именно это скроено. Оно не приталено совершенно и рубаха получается совсем прямая, не расширенная по подолу. Красные поневы встречались южнее, возможно были у радимичей. Только я древностями радимичей не занималась совсем.
Поделиться422008-03-16 03:58:58
А такой крой именно вятическая особенность?
Поделиться432008-03-16 04:07:23
скорее, южнорусская - на севере в позднее время особенно крой был более геометричен.(там даже полики были прямые). Думаю, до 12-13 века на севере Руси еще мог встречаться т-образный крой, а на юге точно нет. Вот тебе на обдумывание еще статья, может что-то новое узнаешь еще дополнительно по ретроспективе - я ее защищала на конференции краеведов в ноябре 2007.
Языческие и христианские черты в древней одежде Владимирского края ХII -ХШ в. и ее аналогах ХIХ в. на примере реконструкции племенного женского костюма вятичей и этнографической женской одежды из с. Секирино Скопинского р-на Рязанской области.
Традиционная одежда на территории Владимирского края имела довольно длительную историю эволюции, но, несомненно, можно провести исторические параллели среди археологических находок, датируемых ХII – ХIII веками, и этнографической одежды ХIХ – ХХ вв. Несмотря на то, что этническая разнородность данной территории, так явно выраженная в IХ – ХI вв. (это и финно-угорские народы – мурома, меря, мещера, и славянские племена – вятичи, кривичи, словене), к ХII веку стала уже не так заметна, что особенно выразилось в княжеско-боярской и городской среде, черты одежды различных племен еще сохранили свое влияние в сельской местности.
В данном случае речь пойдет преимущественно о поневных комплексах, поэтому заранее стоит заметить, что из трех основных славянских племен на территории Владимирского края такие комплексы принадлежали, в основном, вятичам. Подобный вывод сделан на основе статистических данных по археологическим находкам Рязанской и Московской областей – в большинстве вятических курганов и могильников очень часто встречались клетчатые ткани, а, например, у кривичей и словен чаще встречается однотонная шерстяная саржа, а клетчатых очень мало (например, данные Харлаповского могильника Смоленской области). Таким образом, принадлежность поневных комплексов вятичам оказывается несомненной. /1; 94-95/
В процессе изменения общественных отношений и структуры общества в целом, меняется и тип одежды у разных слоев населения, и примерно с ХII века в сельской местности поневный комплекс, возможно, в некоторых районах нашего края является даже преобладающим среди других типов одежды, косвенно об этом говорит тот факт, что даже с распространением с ХIV века ношения сарафана, понева на Владимирщине в некоторых районах сохранилась практически до ХVIII века.
Итак, для сравнения нужно первоначально выяснить, как выглядела древняя одежда вятичей на Владимирщине и смежных территориях. Предположительно, по данным археологических раскопок, женщина могла носить одну или две рубахи одна из которых была льняной, вторая же могла быть как льняной, так и шерстяной, хотя есть предположения, что это могли быть остатки верхней шерстяной одежды (есть данные, что вполне мог существовать обычай хоронить людей в полном свадебном уборе и верхней одежде), что не противоречит наличию шерстяных навершников, понитков и шушпанов в этнографических поневных комплексах. /2/
Безусловно, присутствовала понева, по которой комплекс одежды и получил свое название. Термин «понева» употреблялся в летописях с ХI века. /3, 185/ В изготовлении древних тканей могли применять как шерстяные, так и льняные, а возможно, и конопляные нити, поскольку растительные волокна, истлевая в земле, образуют своеобразный ажурный рисунок. /1; 94-96/ В этнографии могли использовать и хлопок. Так же не доказано точно, была ли в древних поневах прошва из ткани растительного происхождения, или это тоже более позднее явление. /3; 112-113/
Естественно, в свадебной одежде обязательно присутствовал головной убор, причем между археологическими находками и поздними головными уборами есть немало
общего – характерная форма, образованная очельем и донцем, наличие покрова, характерного именно для свадебного убранства, височные украшения из разных материалов, специфическая прическа, говорящая о статусе женщины, ее положении в семье и обществе. /1, 96-97; 3, 186-188/ Так же обязательной частью комплекса являются шейные украшения – либо ожерелье из бус и привесок, либо более поздние украшения из бисера и бус.
Достаточно сильно отличается обувь разных периодов, но она не несет особой смысловой нагрузки, поэтому в данной работе подробно рассмотрена не будет. (Хотя, несомненно, качество, материал и тип обуви говорят минимум о достатке семьи невесты.)
Как видно из вышесказанного, общего, несмотря на большой промежуток времени, разделяющий данные комплексы, все же достаточно много. Следовательно, можно проследить аналогии и эволюцию поневного комплекса с течением времени и под влиянием христианства.
Например, не везде сохранилось обрядовое надевание поневы при достижении девочкой физиологической зрелости, и в более позднее время поневу могла, например, носить только замужняя женщина. /4, 9-15/ Так же с влиянием христианства изменялись способы ношения данного вида одежды, что потом было приурочено к, соответственно, будничным и праздничным (имеются в виду в основном церковные праздники) дням. Известно, что женщины, носившие поневу вподтык, к службе в церковь не допускались. В христианский период понева так же частично утратила роль показателя статуса богатства – предположительно ранее она шириной клеток могла обозначать количество земли, находящейся в семейном или родовом владении (сами рисунок поневыможно тоже связать с землей, ее почитанием, поскольку и конкретизация цвета, и клетки вполне могли быть изображением земли – данный факт совершенно не противоречит выдвинутой некоторыми учеными теории о микрокосме женского костюма и представлении его как модели мира), хотя принадлежность определенных цветов в поневе конкретным населенным пунктам и даже семейным объединениям сохранилась практически до ХIХ – нач. ХХ веков. /3, 185/
Относительно рубах существует предположение, что они изменились не очень сильно, и в древности существовал достаточно простой по конструкции вид рубахи с косыми поликами (хотя некоторые ученые склонны считать, что в древности существовали только туникообразные рубахи). Возможно, могла меняться вышивка на рубахах, но ранних образцов сохранилось достаточно немного, поэтому делать выводы, основываясь только на этих данных крайне некорректно. Гораздо больше вышивок и образцов узорного ткачества сохранилось на шерстяных изделиях, то есть на головных уборах и поневах. Рассматривая основные символы в орнаментации древней одежды, можно и найти аналоги, хотя и более сложные по своей структуре, но все же сохраняющие архаические черты пожелания благополучия, плодовитости и плодородия, в этнографических примерах (различные сочетания ромбов, косых и прямых крестов, квадратов), а так же сама цветовая композиция рубах (объединение красного, белого цветов и небольшое количество отделки другими цветами). /1, 95/
Головной убор, хотя и претерпел множество изменений в течение нескольких сотен лет, сохранил множество древних традиций. Известно, что вятический женский головной убор представлял собой довольно сложную композицию из кики (состояла из орнаментированного очелья с донцем), повойника, который наверняка носили и в древности, височных колец (от 1 до 9) /5, 165-193/. С течением времени изменился и усложнился головной убор, но главные детали остались, только присоединились позатылье и сорока, изменились височные украшения (причем стоит заметить, что они стали очень похожи на металлические подвески близких соседей вятичей – окских финно-угров).Но, не смотря на это, головной убор как был, так и остался своеобразной схемой, моделью мира, путем движения светил по небосводу. /6, 534/
Явными информационными носителями в обществе в старину являлись украшения, которые сообщали и этнос владельца, и его достаток, и религиозные воззрения. Не смотря на введение христианства ,сельское население на Руси практически до 14 века продолжало носить на себе предметы, содержащие в себе языческую символику (лунницы,привески с солярными символами, изображениями мифологических животных, поясные украшения со знаками благополучия), а так же нередко совмещали их с христианскими крестами./5, 165-193/ К 19 веку поясные украшения практически исчезли, а шейные видоизменились довольно сильно – вместо ожерелья из бус и привесок появилось множество бисерных изделий (гайтаны, чопки ,разметки), а из привесок остались только кресты. Хотя, следует заметить, что в орнаментации бисерных изделий нередко встречаются орнаменты, известные еще из глубокой древности.
Таким образом, несмотря на длительный процесс эволюции женской одежды, в ней сохранилось довольно много архаичных элементов орнаментации, способов изготовления и использования отдельных деталей одежды. Все это говорит о глубоких корнях русской традиционной культуры, и о преемственности поколений, а так же о сильном влиянии традиций на жизнь сельского населения в течение всей истории нашей страны.
Литература.
1. Сабурова М. А. «Древнерусский костюм» // Древняя Русь. Культура и быт. 1 ч. - М. 1989.
2. Сабурова М. А., «Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии»// Древности славян и Руси. – М. 1988.
3. Лебедева Н. И., Научные труды, т. 1, Рязань, 1996.
4. Самоделова Е. А., Рязанская свадьба (исследование местного обрядового фольклора), Рязань 1993.
5. А. В. Арциховский «Курганы вятичей» М. 1930
6. Рыбаков Б. А., Язычество Древней Руси, «София - Гелиос», М, 2001.
Фото:украшения секиринского костюма из бисера – середина 19 века
Реконструкция женской одежды вятичей по материалам Подмосковных курганов 11 – 12 в.
Поделиться442008-03-16 04:12:45
Хм, так Москва явно не юг. Скорее все же север. Или в пределах одного племенного обьединения крой был одинаков?
Поделиться452008-03-16 04:17:17
И из твоей статьи извлекла радостную инфу. Вятичи во Владимирщине все же были! Ура!. Значит со спокойной душой доделываю вятический сельский костюм, и делаю Владимирский городской на следующий сезон.
А у тебя есть археологические матералы с тех деревень о каких пишешь? Очень хотела бы взглянуть.
Поделиться462008-03-16 04:21:59
У меня есть немного про Васильково на 10-11 век, но это более раннее и много про викингосов., остальные надо искать в справочнике по археологическим памятникам области. Кста, у нас разные статьи Фехнер...Вятичи были, но не очень много. Хотя нам бы еще сюда какого-нибудь еще изыскателя или научно-интересующегося, чтоб все уточнять.Могу скинуть кольцо височное из Суздаля. крой племенных объединений был примерно сходен.
Поделиться472008-03-17 19:59:11
Я поискала, многие деревни оказались на землях кривичей, и только вроде две - подмосковных вятичей Владимирской Руси. Вот
Поделиться482008-03-18 19:48:48
створчатые русальские браслеты, вятичи 12 век.
Поделиться492008-03-18 21:31:33
Это не вятичи - это городская, а скорее даже княжеская культура....я может быть слишком вредная, но нельзя же уподобляться рязанцам и говорить, что все красивое, что они видят - это вятичи. В Киеве же вятичей не было, а браслеты были. И русальскими их сложно назвать, потому что парадный женскийй убор носили на праздники любого характера. Не хочется обижать и огорчать людей, но если я этого не напишу, то никто не напишет и примет за правду все что угодно. Не обижайтесь, народ, пжл, если что. Просто хочется видеть истину.
Поделиться502008-03-18 21:35:13
А почему их тогда так называют?
Поделиться512008-03-18 21:42:15
Рыбаков сделал ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, и все тут .а потом тему раскрутили, и пошло-поехало. Еще и неоязычники постарались. Дело в том, что сословные различия к 12 веку стали уже очень явно проявляться, и даже не смотря на то что в курганах находят золотное шитье, его могли себе позволить далеко немногие сельские жители, а уж мечтать о таких вещах...из височных колец серебряных около 20 процентов, болшинство украшений были бронзовыми. Шелк дорогущий только на вороте и то не у всех...Так что говорить о большом богатстве и княжеских цацках довольно сложно. А культура княжеско-боярского убора охватывает все города древней Руси, тем более что связи междду ними были довольно активными. Если хочешь, открой раздел по княжескому убору Владимиро-суздаля, можнем поговорить об этом, если интересно, и если я тебя еще не замучила своим занудством
Поделиться522008-03-18 21:46:14
Да нет не замучила. В этом и есть прелесть обмена мнениями. А тема хорошая, надо создать. кстати, надо и про мужские костюмы поговорить, а что ж мы о себе да о себе....
Поделиться532008-03-21 13:40:39
Я ищу вот эти статьи. может у тебя есть?
Журнал Советская археология 1972 г.№1 Юшко А. А. Покровские и стрелковские курганы.
Советская археология 1963 г. №4 Равдина Т. В. Царицынские курганы, Розенфельдт Р. Битяговские Курганы.
Розенфельдт Р. Л. Константиновские и Залесьевские курганы // СА. 1966. № 4. С. 202—204).
Розенфельдт Р.Л. Разведки и раскопки вятичских курганов в Подмосковье // Археологические открытия 1967 г. М., 1968
Поделиться542008-04-17 13:27:38
век 12.
Поделиться552008-04-22 00:08:53
http://io.com.ua/s27561 Арцихвский. Основные вопросы археологии и Москвы
http://io.com.ua/s27562 Шполянский Изучение малодворных сельских поселений... из Сборника " Русь в темные века"
http://silvaniel.io.com.ua/album110279 Авдусина 3 курганные группы у Звенигорода
http://io.com.ua/s27657 Сабурова. Женский головной убор у славян
Поделиться562008-04-22 20:20:55
спасибо за сабурову в электронном виде - очень нужна в клубе, а у меня только мой ксерокс)
Поделиться572008-04-25 12:07:48
http://i014.radikal.ru/0804/3c/1292bd66f51e.jpg
Инвентарь из кургана 5 погребения 1
Поделиться582008-04-25 12:15:05
Описание предыдущей картинки.
Наибольший интерес среди женских захоронений представляет собой погребение 1 в кург. 5. В нем найдена женщина, которая лежала в могильной яме глубиной 0,2 м; правая рука ее была положена на грудь. Дно могильной ямы было выстлано досками. У головы и ног лежало по большой обгорелой плахе.
У головы погребенной найдено было 4 семилопастных височных кольца, 3 из которых оказались серебряными. Под ними сохранились мелкие фрагменты бересты, на которую они крепились, и небольшой кусочек шелковой ткани с мелкими дырочками от несохранившейся вышивки. Слева у виска, кроме того, лежали бронзовые перстнеобразное кольцо и крестик. На шее было ожерелье из 4 сердоликовых бипирамидальных, 10 хрустальных шарообразных и 2 больших агатовых овальной формы бус. Здесь же у ворота лежали 3 маленькие бронзовые пуговки и фрагмент шелковой золотной двухосновной ткани сложного саржевого переплетения, вышитой золотными нитями и украшенной тонкими позолоченными бляшками (рис. 2). М. В. Фехнер определила ее как византийскую и датировала первой половиной XII в. На руках было надето 2 витых браслета и 4 перстня. Бронзовый перстень лежал у правой голени на куске дерева, еще один находился между ступней ног (рис. 3).
Без сомнения, женщина являлась представительницей местной знати. Интересно, что она была похоронена по христианскому обряду: в могильной яме, с крестиком у виска, правая рука ее была положена на грудь. Горшок в этом погребении отсутствовал, тогда как в большинстве соседних захоронений на материке целые сосуды стояли в ногах костяков.
Поделиться592008-04-25 12:24:27
А это реконструкция этого комплекса Сабуровой
Поделиться602008-04-26 00:41:26
морй вариант реконструкции бусиков все того же кургана