Здесь будет выкладываться информация касательно вятическиго костюма. Известно что племя это жило на территории Владимирской области, вот только утчнить бы границы рассселения. ( Я в пошлом году самолично находила артефакты, относящиеся к вятичам в раскопе на ул. Комсомольской)
Итак приступим. Начнем с исторической справки.
Имя этого славянского племени известно по древнерусской "Повести временных лет". Летописец XII века связывал название с именами легендарных братьев - предводителей славян Радима и Вятко и сообщал, что радимичи располагались на реке Соже, а Вятко с родом своим на Оке. У женщин каждого племени Древней Руси были тогда свои традиционные украшения - височные кольца. И когда выдающийся русский археолог А. А. Спицын в конце XIX века отметил находки колец на карте, подтвердилась истинность сообщений "Повести временных лет". В курганах на реке Соже были погребены женщины в уборе с семилучевыми кольцами, а в бассейне верхней Оки и на Москве-реке оказались семилопастные кольца вятичей. Вятичи, которые жили непосредственно на территории будущей Москвы, а затем стали первыми горожанами-москвичами, оставили клады в историческом ядре столицы.
По мнению языковедов, имя "вятичи" произошло от древнего, известного еще римлянам названия славян "венто", из которого приставкой характерного суффикса получилось "вентичи", а затем "вятичи". В IX веке вятичи начали платить дань могущественной волжской державе хазар. Знаменитый славянский полководец древности киевский князь Святослав разгромил Хазарскую державу. Под 964 годом "Повесть временных лет" рассказывала, как "пришел (Святослав) и говорит вятичам - кому дань даете". Они же отвечали: "хазарам по шелягу от рала даем". ("Шеляг", иначе "шеленг",- слово того же древнего происхождения, что и английское "шиллинг".) Историкам здесь важны сведения о взимании дани от "рала" ("сохи"), что подтверждает земледельческий характер края. Для нумизматов же драгоценны сообщения о денежном обращении у вятичей, о расчетах монетами. Князь Святослав победил вятичей и "дань на них возложил". Однако вятичи не сложили оружия, и преемникам Святослава пришлось еще немало воевать с ними. В то же время в составе русских дружин воинственные вятичи неоднократно участвовали в походах на Византию. Известия XI века рисуют вятичей обособленным племенем, отделенным от других восточнославянских племен лесными дебрями. Вспомним, что в XII веке леса еще были столь густы, что, например, в 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга - одно из Москвы, другое из Владимира,- заблудились в чащобах и счастливо "минустася в лесах", т. е. разминулись без битвы. Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывал в своем "Поучении детям" о переходе через землю вятичей в конце XI века как об особой удаче. Интересно и другое место в том же "Поучении", где Мономах сообщал о двух зимних походах в "вятичи" против старейшины Ходоты и его сына. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI веке не подчинялись.
Вятический костюм
Сообщений 1 страница 30 из 65
Поделиться12008-03-12 14:45:09
Поделиться22008-03-12 14:57:34
Начнем с определяющего признака - височных колец .В разное время лопастные кольца сильно отличались друг от друга. Если 10 и 11 века больше орнаментом разделялись, то височники 11 от тех же 13 века стали отличаться еще и формой, став вычурнее и ажурнее.
Поделиться32008-03-12 16:55:00
Я сама раньше занималась этой темой, интерес не потеряла до сих пор. Костюм переделываю уже не первый раз. Если нужно, могу посоветовать литературу или помочь с общим строением одежды. Но сначала нужно уточнить один вопрос: дело в том, что вятичей у нас было не так уж и много, в основном на границе с Рязанской и Московской областями, у на только единичные находки, а относить все найденное конкретно к вятичам тоже не имеет смысла. Чаще при разговоре о славянских племенных объединениях (а не о племенах, как часто неверно утверждают), упоминают владимирских крвичей. О них лучше поговорить в другом разделе – материал тоже есть.
Вот очень полезная книга – школьный учебник по истории Владимирского края – кратко и по делу:
Авторы: Ю.Э.Жарнов,
Н. В. Киприянова,
Д.И.Копылов, Е.М.Петровччева.
При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.
История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. пособие для шк. Владим. обл./Ю.Э.Жарнов, В М.Маслов, Н.В.Куприянова и др.; Под ред Д.И.Копылова. Владимир, 1998. - 200 с. ISBN 5-88638-045-0
Пособие адресовано учащимся старших классов школ Владимирской области.
Содержит изложение событий со времен появления первых людей в Окско-Клязьминском междуречье, образования Ростовско-Суздальско¬го княжества до включения края в Московское царство и последующей истории в составе России. Может служить справочником при изучении края.
Иллюстрации к пособию отобраны научными сотрудниками
Государственного Владимира-Суздальского историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника.
ISBN 5-88638-045-0
©Департамент образования
администрации Владимирской области, 1998 © Оформление и макет ИРФ "Маркарт", 1998
«На рубеже VIII- IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и прежде всего кривичей, вятичей и новго¬родских словен. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселяются сначала по рекам, их внимание привлекали земли плодородного и безлесного Ополья, где особенно становится замет¬ной концентрация населения. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьминского междуречья. | Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских пле¬мен. В итоге следы обитания финно-угорских племен сохранились [лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озер и древних городов: Муром, Суздаль, Москва.
Обширные и богатые земли края рано привлекли внимание новгородских, а затем и киевских князей, стремящихся прибрать их под свою руку. Уже в середине IX в., по сообщению Троицкой летописи, города Ростов и Муром оказались под рукой новгородского князя: "обладаша Рюрик". Постепенно местное население усваива¬ет язык, обычаи и культуру славян. Земли к северу от реки Клязьмы I получают в летописи название Залесских, Залесье.
Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников. Крестьяне-земледельцы уходили из угрожаемых, беспокойных рай¬онов в поисках спокойных мест. Число переселенцев возрастало в периоды обострения отношений Киевской Руси со степью и падало в относительно мирное время. Поэтому переселенческое движение носило волнообразный характер. В X-XI вв. славянское население в Волго-Окском междуречье уже численно преобладало над угро-финскими аборигенами. Тем более, что многие из аборигенов к тому времени, как сказано, уже восприняли язык и культуру пришельцев.»
Я про паспорта и конкурсы, а так же про грамотное создание костюма напишу в другом разделе, может пригодится)
Так же посоветовала книгу А. В. Арциховский «Курганы вятичей» М. 1930 и еще одну «Древняя Русь. Культура и быт» часть 1, 2
Мне можно задавать вопросы и спрашивать иллюстрации – этого много, что-нибудь выберу
Поделиться42008-03-12 20:59:39
Довольно любопытная статейка о том как украшения декорировались. Мастерам на заметку! Инструменты для нанесения декора на вятические украшения
Отредактировано Сильваниель (2008-03-12 21:01:30)
Поделиться62008-03-14 13:09:16
Графическая реконструкция художника Олега Федорова костюмов девушки и замужней женщины.
Поделиться72008-03-14 22:27:38
Мы занимались Владимиром и его соседями, поэтому там есть разные племена и народности. Костюм вообще не мой, и он мне жутко велик, просто небыло возможности сфотографировать его на его хозяйке. В этом костюме присутствуют только отдельные мои вещи. Если хочешь, от своего паспорта могу выдать несколько разделов, если интересно. Он вообще большой, его выгружать - трафика мало.И на форуме неудобно сделать это.
Поделиться82008-03-15 22:50:32
http://ifolder.ru/5747379 Статья Сабуровой о головном уборе. Не только на вятичей.
Поделиться92008-03-16 00:28:52
Начнем с нижней рубахи. У меня туникообразная по крою, с боковыми клиньями от подмышек, ластовицами. Рукав прямой. По вороту, рукавам, и подолу шелковой красной нитью строчка идет.
Поделиться102008-03-16 00:38:09
Строчка назад иголку или нет? Рубаха, видимо, белая. Можно оставить как нижнюю, или если захочешь кривичей делать, то вообще норм покатит. Кароч, норм, она так под верхнюю одежду лучше ложится. Хотя о ношении двух рубах у вятичей известно не так много - лен не оч хорошо сохраняется, а если на льняном фрагменте находят шерстяной ,то это, скорее всего, от верхней одежды. Можешь сразу фотку выложить, если хочешь. у тебя ворот на что застегивается?Есть предположение, что могли быть завязки или деревянные пуговицы ,потому что не найдено по нижним ничего особо. А еще в этнографии, например, редко встречается сочетание двух рубах ,так что она и в древности могла быть одна, тем более, что это сельское население. В общем, вопрос очень спорный. Можно делать предложения.
Поделиться112008-03-16 00:52:58
Она у меня из небеленого льна. Застегивю на бронзовую пуговицу. У Йона покупала. Фото чуть позже выложу.
Поделиться122008-03-16 00:56:03
а верхняя?редко находят в ятических две пуговицы, так уж сложилось...Небеленый- это конечно, довольно будничный вариант - праздничные обычно были беленые и с вышивками наборной гладью, верхние-то точно.
Поделиться132008-03-16 01:04:55
А верхнее платье вот на фото Правдо плоховато видно.
Поделиться142008-03-16 01:06:42
Слушай-ка, очень похоже на рязанскую синюю шушку, так что могло иметь древние корни...надо подумать
Поделиться152008-03-16 01:07:04
А что там на рукавах?
Поделиться162008-03-16 01:16:48
На рукавах вышивка.
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 01:24:45)
Поделиться172008-03-16 01:22:09
хм, а какая?наборная или еще какая-нибудь?ща выложу фотку шушки реальной этнографической.
Поделиться182008-03-16 01:29:20
А вот пуговки. на обеих рубахах одинаковые. Это правильно?
Поделиться192008-03-16 01:35:12
это вполне вероятно, чаще всего так и было. Кста, если так как есть оставить, только дороботать немножко, можно это комментировать как одежда девушки до достижения положения на выданье...Потому что многие исследователи утверждают, что поневы стали носить как раз по этому поводу, и связано это со вступлением в детородный возраст, а следовательно и способность к замужеству. Но с такой рубахой сложно совмещать поневу...там цветовое решение немного сложноватто совпадает...Слуш, а это лен?какой-то он двуниточный...прикольно) И шнурок интересный - сама делала?или это вышито?
Поделиться202008-03-16 01:39:59
Головной убор замужней женщины - это Анна делала из Рарога. Шерсть с подкладкой из бересты и льна, шелковый тонкий кантик и вышивка наборной гладью. Только платок не отсюда и височные кольца не пришиты еще
Поделиться212008-03-16 01:45:35
Шнурок надо заменить тесьмой. А ткань к сожалению двунитка, я когда еще только реконструкцией заниматься начала, плохо в тканях разбиралась, и купила как лен, потом добрые люди обяснили, да позно было, платье уже сшила.
А это вроде окончательный вариант того убора.
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 03:17:30)
Поделиться222008-03-16 01:48:44
тогда точно придется менять это дело. Попробуй лучше с белой или красной рубахой, или белой с красным и любым другим цветом вышивкой. И поневу можно без проблем употребить. тока тоже надо продумать этот вопрос.
Поделиться232008-03-16 01:57:21
Сейчас шью верхнюю рубаху из некрашеного льна, потом мореной красить буду. А у вятичей тоже вроде стоечки были. и воротники вышивали. Только разрез был не слева, а посередине рубахи. Что скажешь?
Поделиться242008-03-16 02:04:47
Анна такой делала, мы предположили, что так могло быть. Можно его подложить берестой или кожей, и вышить как-нибудь. можно просто шелком обтянуть - наверняка так делали, только вышивки лучче сохраняются
Поделиться252008-03-16 02:11:32
У меня даже рисунок его есть. Воротник из Старой Рязани.
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 02:52:30)
Поделиться262008-03-16 02:21:08
ни одного из них у меня в книгах нет, я сейчас вряд ли чем помогу, только если типологие орнамента, чтоб предположение сделать...А чтоб точно сказать.....Вот бы еще кого дотошного такого же к нам, мож и получилось бы что...А это вообще у тебя откуда?Кажется это похоже на вещи из Гима из хранилища (отдел по тканям)
Поделиться272008-03-16 02:51:56
Это из статьи по тканям из Старой Рязани.
Якунина Л.И. ФРАГМЕНТЫ ТКАНЕЙ ИЗ СТАРОЙ РЯЗХНИ // КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. - ВЫП. XXI. - М., 1947. - С. 126-127.
С. 126.
Большое значение для истории древнерусских одежд имеют фрагменты тканей, сохранившиеся в погребениях, в частности в Старой Рязани. Среди них интересны фрагменты, найденные при раскопках в 1946 г. А. Л. Монгайтом (см. ст. в данном сборнике): 1) шелковая ткань, в нестоящее время песочно-бурого цвета; 2) обрывки эолотной тканной тесьмы; 3) фрагменты золотного шитья; 4) три медные золоченые пуговицы и две нашивные бляшки.
Фрагменты тканей очень небольших размеров: один — 8 Х 2,5 см, с оборванными краями. Это образец шелковой ткани, саржевого переплетения, бурого цвета (1). Другой образец с шитьем (2). Он тоже шелковый, но другой выработки; это фрагмент так называемой тафты, ткани с прямым, граденаплевым или полотняным переплетением. Последняя ткань в древней Руси была очень распространена.
Среди найденного материала обнаружено несколько фрагментов тканной золотной тесьмы. На одном из этих фрагментов (11,5 Х 2 см) сатинового переплетения ясно прослеживается узор с изображением двух птиц. стоящих по сторонам древа — хвостами к древу н повернутыми к нему головами. Такого рода птицы—один из распространенных мотивов древнерусской орнаментики, особенно в народном шитье.
Можно думать, что этот фрагмент встречается на смертной одежде не случайно, так как изображениям птиц придавалось большое символическое значение. Мотив двух птиц мм встречаем не только в шитье и тканях, но и в древних архитектурных памятниках; так, например, в памятниках XII в., во Владимире на барельефах Дмитриевского и Успенского соборов (в виде двух павлинов на фреске северной наружной стены постройки Андрея Боголюбского).
Второй фрагмент золотной тесьмы представляет собой шелковую основу, затканную золотной нитью геометрическим узором, типа «городок», т. е. остроконечными зигзагами.
Кроме фрагментов тканных, мы имеем еще образцы шитья шелком (3). Орнамент этого шитья растительный и имеет аналогии в тканях, относящихся к XII в.: из раскопок Уварова н Савельева в быв. Юрьевском и Суздальском уездах Владимирской обл. (4). Орнамент нашего образца представляет собой овальный цветок, в центре окруженный как бы венцом из зубчатых листьев.
(1) Музей гор. Рязани. № по оп. 245.
(2) Там же, № по оп. 244.
(3) Музей гор. Рязани, № по оп. 224.
(4) Прохоров. Материалы по истории русских одежд, СПб., 1681, рис. 1.
С. 127.
Второй орнаментальный мотив шитья имеет аналогию в раскопочных тканях, добытых В. А. Городцовым в той же Старой Рязани (1) и датируемых им также XII в. (рис. 39—/, 2).
Шитье шелком образцов, открытых А. Л. Монгайтом, выполнено особым способом, употреблявшимся в древнерусской вышивке: шитье производи-лось по бересте, подкладывавшейся под ткань, чтобы шитье не коробилось при стягивании ткани. Кусочки бересты сохранились при доставленных А. Л. Монгайтом фрагментах шитья.
К образцам золотного шитья относится также фрагмент полосы, представляющий собою ряд шитых шелком и золотом стилизованных цветов на ползучем стебле (типа чашечек тюльпанов). Орнамент этот близок к мотиву фрескового орнамента, находящегося во Владимирском Успенском соборе, на наружной части его (постройки Андрея Боголюбского). Орнамент этот помещается на северной стене на обрамлении ниши окна.
Мы уже упоминали о мелких пуговицах бытового типа, свидетельствующих о том, что фрагменты тканей рязанских раскопок А. Л. Монгайта относятся именно к одеждам. Размером они близки к величине средней жемчужины, т. е. они меньше тех пуговиц, которые обычно употреблялись в быту для застежки верхней одежды. Пуговицы эти могли служить или для украшения, или для застежки воротника, обшлагов, или какой-нибудь другой детали одежды. Они с грибообразными шляпками на овальных металлических петельках (2). Две нашивные бляшки, (3) такой же величины, как и пуговицы, формы разрезанных пополам шариков, с просверленными для прикрепления отверстиями на самой бляшке.
Такие украшения мелкими бляшками — плащиками — часто встречаются на древнерусских одеждах.
Из обзора этих старинных драгоценных для нас по своей древности и редкости фрагментов мы можем вывести следующие заключения: 1) ткани эти принадлежат погребению княжескому (дешевых и рядовых тканей в этой находке нет); 2) ткани погребения драгоценные привозные, так как такого рода ткани у нас не выделывались; 3) шитье же шелковое и золотное, вероятнее всего русское, так как искусство шитья шелком и золотом было известно у нас на Руси с древних времен и, кроме того, оно составляло одно из главных занятий женщин высших классов древней Руси; 4) фрагменты эти можно датировать XII в., судя по аналогии с рязанскими находками В. А. Городцова, владимирскими — А. Уварова и др.
(1) Раскопки В. А. Городцова, 1926, траншея 1, погреб № 1, ГИМ.
(2) Музей гор. Рязани, № по оп. 244.
(3) Там же, № по оп. 243.
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 02:53:50)
Поделиться282008-03-16 02:56:47
Понятно)только это уже городская культура ,и там мог быть другой тип одежды. Мб лучше из Фехнер что-то выберешь?
Поделиться292008-03-16 03:01:13
Ну, ты ж говорила, что есть этат статья - про золотное шитье Владимиро-Суздальской Руси...Там восемь образцов сельско-городских вышивок золотом, даже деревни указаны.
Поделиться302008-03-16 03:06:42
Ой, прости, видимо уже сплю совсем. Статья Фехнер называется Древнерусское золотное шитье X—XIII вв.в собрании Государственного Исторического музея
Эх вот именно что золотом. Где бы спонсора такого найти, на нить золотную? Красивые они заразы, шибко!
Может особо не изощьряться, взять за образец Федоровскую картинку? откуда находки знаю, только вот с поневами проблема, какими были точно никто не знает. Разве что этнографию привлечь.
Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 03:11:32)