Почитайте, кому интересно:
Замок Храповицкого - Знамя Труда - 2011-07-12
Газета "Знамя Труда"
http://kovrov.informvladimir.ru/
12 июля 2О11 г.
Удивительное - рядом
Затерянное средневековье
"Давно мечтал побывать в замке", - неожиданно произнёс муж
и решительно добавил: "Едем!"
- "Куда?" - переспрашиваю с сомнением.
- "В замок! Настоящий! Средневековый!".
Выдержав паузу, всё-таки пояснил:
"Представляешь, в наших лесах, под Судогдой,
в конце XIX века граф Храповицкий построил замок.
Сейчас он заброшен, но всё равно ничем не хуже европейских.
Так что Англия подождёт!".
Хорошо придумано!
...Вдохновившись красотами и стариной Маринина, по неширокой,
петляющей среди привычных глазу полей и деревень дороге
довольно скоро добрались до Судогды, без труда нашли Муромцево
и остановились на асфальтной площадке у кирпичного здания
с добротным кованым забором.
Царящие вокруг неухоженность и запустение резко контрастируют
с величием вековых деревьев и размахом построек. Забегая вперёд,
скажу: "изюминка" всего дворцово-паркового ансамбля - в постоянно
меняющихся видах. Стоит сделать лишь несколько шагов в сторону
или чуть повернуться, взору неожиданно открывается новая "картина",
и трудно удержаться, чтобы не выразить восторг, - настолько продуманы,
изящны и точны архитектурные решения. И так удачно они сочетаются с тем,
что некогда было роскошным парком.
Для неискушенного европейским феодальным великолепием русского глаза
даже вспомогательные строения кажутся чем-то более солидным,
чем конюшня, скотный двор, каретник. Вот почему многие из туристов,
вслед за раззадорившим Храповицкого французом
(легенда о "рождении" замка - в прошлом номере "ЗТ"),
восхищаются огромным, в несколько этажей, конным двором,
принимая его за главный дом. И в этом "массовом" заблуждении
кроется удачный, слегка коварный замысел графа. Не избежали ошибки и мы,
хотя о роскошных конюшнях читали в Интернете накануне.
Посокрушавшись на "графских развалинах" о былом величии, чуть не уехали.
Что касается легенды: как говорят итальянцы,
"если это и неправда, то хорошо придумано".
Богатое прошлое
Замок оказался в другой части парка. Спрятанный среди исполинских деревьев,
он чарует, завораживает взгляд асимметричностью, башнями,
стрельчатыми окнами, остатками каменных гербов. Здесь умело соединены
несколько архитектурных стилей - ранняя французская и английская готика,
Ренессанс, чувствуется легкое влияние Востока.
У замка, если приехать пораньше, "дежурят" местные ребята.
За плату в 200-300 рублей они охотно проведут экскурсию,
правда, исторические сведения, как и большинство туристов,
"добывают" в Интернете.
Немного истории.
Полковник лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка,
владимирский губернский предводитель дворянства,
граф Владимир Храповицкий был крупным лесопромышленником,
владел тремя мельницами и кирпичным заводом
(вот почему на каждом кирпиче - инициалы "ВХ").
В 1880-х он задумал грандиозное строительство, архитектор П. Бойцов
помог претворить мечту в жизнь. Так появился уникальный
дворцово-парковый ансамбль, который не имеет аналогов
в русском усадебном зодчестве. Замок очень похож на средневековый,
но в нём уже были телефон, собственная телеграфная станция,
электричество, водопровод и канализация.
Современники называли имение "царским".
Внутреннее убранство поражало роскошью: паркетные полы,
живописные и резные по дереву потолки, стены и двери,
полированные деревом... Даже самые мелкие детали заказывали
только у лучших столичных мастеров. В замке было около 80 комнат,
особую ценность представляла зеркальная. Украшали интерьер
большие коллекции картин и оружия, скульптуры, вазы и т. п.
Современники свидетельствовали:
самой большой страстью Храповицкого всё-таки был парк,
граф тратил фантастические суммы на садовников
и экзотические растения. Одновременно с закладкой замка
на возвышении разбили регулярный "французский" сад
в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей.
Чуть позже появились "итальянский" сад из водных каскадов
на террасах и партеров и "английский" - из прудов, полян и аллей.
Щебёночные дорожки уже тогда освещались электричеством,
а вдоль них стояли скульптуры и венская мебель.
Парк изобиловал фонтанами. Но его "сердцем" был роскошный дендрарий,
где росли сотни пород деревьев, среди них - поистине экзотические
пихта бальзамическая, кипарис, сосна Банкса, орех серый и т. п.
Из богатых оранжерей летом высаживали пальмы, юкки, самшиты,
а круглый год в Москву и Санкт-Петербург доставляли персики,
французские сливы и др. Не хватит слов, чтобы описать превосходные конный
и птичий дворы, псарню.
Поистине уникальным явлением в дворянском имении стал театр
- миниатюрная деревянная копия Малого театра в Москве.
Здесь устраивали спектакли и музыкальные вечера,
в качестве гостей бывали Нежданова, Собинов, Шаляпин.
Владимир Храповицкий открыл музыкальную школу,
где бесплатно обучали деревенских мальчишек игре
на народных смычковых и духовых инструментах и хоровому пению.
Выходили из неё оркестранты-профессионалы.
Ещё построили храм в честь мученицы Александры, охотничий домик,
музыкальный и лодочный павильоны, больницу, начальную школу,
пристань, водонапорную башню, проложили 42 км железной дороги,
открыли станцию "Храповицкая". Работы в имении завершили к 1911 году.
Но балы, спектакли и салюты "гремели" в Муромцеве недолго.
Всё изменил 1917-й.
"Валите от нас..."
Граф добровольно передал владения новой власти,
вместе с женой эмигрировал во Францию, где умер в нищете.
Сохранилось трогательное письмо супруги к крестьянам:
в 1928-м она обратилась с "тихой"
и оттого ещё более пронзительной
мольбой о помощи:
"...Соберите, сколько можете, денег и пришлите мне...
Я осталась теперь одна, без всяких средств на самую бедную жизнь.
Мне уже 68 лет, я больна и стара, работать не могу.
Я счастлива, что теперь вы владеете землей, а у нас не было детей,
всё равно желание мужа оставить землю крестьянам.
Обращаюсь к доброму вашему сердцу. Прошу помочь мне.
Бог не оставит вас. Прилагаю конверт с моим адресом.
Да сохранит вас Бог всех! Сообщите, что сталось с нашим имением Муромцево.
Напишите мне подробно об этом, я всею душою к вам.
Елизавета Ивановна Храповицкая".
В ответном злобном отказе читается вся накопленная веками
и передавшаяся "по наследству" ненависть к барству,
резкий выпад против жестокости приказчиков и управляющих,
самодурства хозяев. Но, как всегда, негодование обрушилось
"не на того" - на одинокую, беспомощную вдову:
"Очень странным показалось ваше обращение к нам с просьбой
о присылке денег. Спрашивается, за что? За то, что вы долгие годы
сидели на нашей шее, выматывая у нас последние силы,
вели праздную жизнь паразита, раскатывались по заграницам,
соря деньгами, добытыми на крови и поте крестьян?
За то, что в былые времена пороли нас нагайками,
пороли плетьми и сажали в тюрьмы...
Да всего не перечислишь, за что вам, госпожа Храповицкая,
следует помочь. Мы не можем даже и определить и попросту скажем:
Валите от нас... Только такие бессовестные люди, как вы и вам подобные,
способны порою лить крокодиловы слезы. Земли эти мы добыли себе
и без вашего благословенного завещания...
К нам больше не обращайтесь".
Вот так жестоко и без сожаления "отблагодарили"
жену Храповицкого за всё, что граф построил
для крестьянских детей.
Призрачное настоящее
В послереволюционные годы начинается другая - "эпоха заката" имения.
В 1920-х в замке открыли лесной институт. За 56 лет, что он находился
в этих стенах, многое варварски перестроили. Например, главную башню
превратили в водонапорную, на самый её верх затащили бочку и подвели
к ней трубу так, что когда бочка переполнялась, вода заливала стены,
разрушая кирпич. Огромный танцевальный зал стал спортивным
с баскетбольными щитами. Комнаты оборудовали под аудитории
- досками и партами. Паркет замазали масляной краской, дорогую мебель,
вазы, скульптуры, декоративные украшения (те, что не разбили) вывезли
и распродали. Парк пришёл в запущение, пруды и каскады высохли.
Говорят, что пара белых лебедей ждала хозяев до 1925-го, а потом исчезла.
Правда, красивая легенда о верности птиц запятнана свидетельствами очевидцев
о варварском отношении: скорее всего, лебедей съели. В скотном дворе
разместили общежитие и столовую. Колокольню взорвали, а в церкви устроили
склад горюче-смазочных материалов. Лишь в 1968-м исполком облсовета
поставил усадьбу в Муромцеве на учёт как памятник архитектуры.
Но, по сути, ничего не изменилось.
Посёлок рос, и площадь усадебного парка постепенно сократилась с 40 до 8 га.
Когда в конце 1970-х лесотехникум переехал, замок попросту оставили
на разграбление. Больше 20 лет его беспощадно растаскивали по "кусочку",
в 1995-м был пожар, который тушили три (!) дня. Сегодня там нет половых
и потолочных перекрытий. По вечерам, впадая во все тяжкие, "тусит" молодежь.
В последние годы в замке возвели временную кровлю. Ребята из числа проходящих
альтернативную гражданскую службу месяц разбирали завалы и расчищали
усадебный парк. При подходе к главному дому он ухожен - там расположен
памятник павшим в Великую Отечественную. Сейчас в бывшем скотном дворе
разместили спортзал и детскую школу искусств. Местные жители поведали,
что пару лет назад продали здание школы, сейчас в нём живут
армянские семьи.
В 2007-м замок взяли в аренду московские инвесторы,
обещали устроить люксовый гостиничный комплекс с вертолётной площадкой,
возродить парк. Но даже не представили документы по реконструкции.
Любопытное объявление о продаже имения есть в Интернете,
пользователей зазывают стать владельцами
"эталона размаха и великолепия дореволюционной России":
"Позвольте себе быть хозяином графской усадьбы!..".
А ведь это памятник архитектуры федерального значения.
И всё-таки мы - в России
К сожалению, сейчас в этом подзаголовке горечи больше, чем гордости.
Замком, даже в теперешнем полуразрушенном состоянии, ещё можно любоваться,
но ни на минуту нельзя отвлечься от неприглядных российских реалий:
повсюду - следы людского бескультурья.
Вид на детскую школу искусств вполне может посоперничать
с фото старых улочек европейского города. Но...
Все стены размалёваны "наскальными надписями":
мат, номера "горячих" телефонов,
признания в любви и угрозы.
В конюшни не только войти, заглянуть невозможно - смердит многолетняя свалка.
В одном из вспомогательных помещений выделили временное жилье погорельцам.
У крыльца чисто, во дворе что-то вроде песочницы. Из двери вышла женщина
с ведром и пакетом. Привычным движением, не смущаясь фотографирующих туристов,
швырнула мусор и вылила помои в конюшню. А рядом, метрах в 30,
пустели два мусорных бака (окруженные "наружной" свалкой).
На одном висел листок, беспомощно взывающий к совести:
"Вы же дома не мусорите!".
Огрехи самосознания
Замку свыше 100 лет, ему бы ещё века стоять да восхищать россиян
могуществом... Но какими же нелюдями нужно быть, чтобы так варварски
и безнаказанно разрушать уникальное для нашей страны архитектурное
(не говорю уже о парках и садах) наследие. В который раз вспоминаются слова
реального или вымышленного французского вельможи из легенды,
что в России "ничего подобного и быть не может".
Получается, они справедливы: выстроенный и благоустроенный замок
потомки так и не оценили, а потому - не сберегли.
Имению Храповицких, конечно, "не повезло" с местоположением.
Окажись оно не в окрестностях неприглядного провинциального городка,
а где-нибудь поближе к столице, культурно-историческим центрам,
возможно, вовремя нашлись бы инвесторы, и такого упадка удалось избежать.
Но это слабое оправдание. Неужели для того, чтобы сохранить замок,
обязательны глухой забор, добросовестная охрана и таблички с предупреждением
о штрафе на каждом шагу?.. Впрочем, "народным умельцам" и они не помеха.
Что ни говори, слабо наше национальное самосознание. Неуклонно "растущий"
(у большинства - вниз) уровень жизни и паразитирующая бездуховность
не дают ему крепнуть...
Когда материал был готов к печати, захотелось изменить заголовок:
сегодня замок, действительно, как будто затерялся - в судогодских лесах
и в пучине нашего бескультурья. Он навсегда утратил роскошный
первоначальный вид, но не величие, и пока у нас есть возможность увидеть
"средневековое чудо" на родной земле.
Е. Емельянова. Фото автора.
P.S. Увидев в прошлом номере фотоанонс, в редакцию обратился
Юрий Николаевич Жеглов. С 1936-го он 4 года учился в лесотехникуме.
Вспоминает о богатом внутреннем убранстве:
"В спортзале стены отделаны морёным дубом...".
Из одного крыла в другое можно было попасть, зная переходы,
по винтовым лестницам. У входа в техникум стоял памятник советскому вождю,
а там, где прежде были каскады прудов, разместили танцплощадку.
Дендрарий выглядел ещё достаточно ухоженным.
Наш читатель принёс ретроснимок, который мы сегодня публикуем.
Что бы ни говорили о варварстве большевиков, согласитесь:
замок - загляденье!
Спустя 51 год Ю. Жеглов снова побывал в Муромцеве и был поражён:
так безжалостно уничтожить графскую усадьбу - надо ещё постараться!
Жаль, что это у нас получилось...