При подготовке к роли филида на игру «Песнь зеленых холмов» я столкнулось с целым рядом трудностей. Вернее одной. Кто такие филиды? Какова их роль и место в обществе? Что именно и как мне нужно играть?
Современных работ по филидам не так уж много и они подчас говорят разное, поэтому выстроить непротиворечивую картину оказалось достаточно сложно.
Дело в том, что практически вся информация о культуре Ирландии дошла до нас в уже изрядно переработанном виде. Все источники датируются христианской эпохой, поэтому нельзя со 100 % уверенностью утверждать, что описываемые явления были характерны и для языческой эпохи именно в таком виде, а играть мы собирались именно языческий период Ирландии.
Перелопатив все доступные для меня на тот момент источники, я постаралась создать более или менее четкую картину того, кем же были филиды до принятия христианства, приемлемую по крайней мере для этой игры.
Надеюсь, что собранная мною информация, будет полезна еще кому-нибудь.
Жду критики, дополнений и уточнений, поскольку не считаю статью законченной и надеюсь когда-нибудь довести ее до ума
Ирландия. О филидах.
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12009-06-11 13:18:34
Поделиться22009-06-11 13:19:10
Филиды.
В данной статье я рассматриваю положение филидов в дохристианском обществе
В ирландской культуре филиды (от ирл. fili – провидец) - поэты, хранители сакральной и исторической традиции; в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.
Во многих преданиях термины филид и друид являются эквивалентными и взаимозаменяемыми. Иногда филидов называют бардами, но это неправильно. В Ирландии барды и филиды имеют разный статус и разные функции в обществе.
Филиды входят в состав жреческого сословия кельтов. Для лучшего понимания положения филидов и их роли в обществе, рассмотрим в общих чертах класс кельтских священнослужителей - друидов.
Главным источником сведений о друидах являются записи античных авторов и кельтские предания.
Жреческий класс кельтов отличался строгой иерархией, сложной структурой и хорошей организацией. Во многом он походил на класс индийских брахманов.
Друид был гораздо большим, чем «священнослужитель» в современном смысле этого слова и друид был гораздо выше короля или воина, занимая первое по важности и достоинству место.
Кельтская жреческая структура является достаточно древней, так как в ней друиды имели право как на священство, так и на участие в войне, тогда как воины не имели права на священство.
Друиды, однако, не представляли собой теократию или иерократию: не подчиняясь ни чьему принуждению, они имели право вмешиваться в военные и политические дела, хотя им было чем заняться и в области духовной (что постоянно подтверждает поведение ирландских друидов).
Жреческая иерархия была основана не на административной власти, а на знаниях. В нее входили многочисленные ступени и специализации.
Поскольку, «друиды» были общим наименованием для всех членов жреческого класса, внутренние категории распределялись по специальностям:
теолог, умозрительная религиозная роль которого включала в себя размышления, объяснения и комментарии к священным доктринам;
филид или «поэт» в Ирландии разновидность прорицателя.
прорицатель (vatis в Галлии, fáith в Ирландии), занимавшийся всей практической стороной жреческого знания.
Жертвоприношение было общей привилегией всех друидов. Правда, к 5 в. филиды были практически (но не теоретически) исключены из этого процесса (и не полностью, т.к. некоторые из их практик носят остаточные черты жертвоприношения, например imbas forosnai – один из видов прорицания), что позволило им почти без потерь пережить христианизацию Ирландии (кстати, imbas forosnai и был запрещен).
Нас интересует вторая категория друидов, носившая в Ирландии название филидов. Их занятия включали в себя немалую часть функций, перечисленных Цезарем:
история и генеалогия (которые представляли по сути одну и ту же дисциплину, которая занималась составлением генеалогии правящего царя, уходящей как можно дальше вглубь веков. В результате обосновывалась законность прав короля на трон, что было одним из условий благополучного правления, обеспечивающего процветание общества),
литература (чтение наизусть мифологических и эпических легенд и поэм),
предсказания и сатира (которые являлись для царя и друида средствами управления или давления на царскую власть),
правосудие (свершаемое царем, но возвещаемое друидом, который обычно был законником: царь-судья – это исключение),
обучение (организованное до самых глубин доктрины, подобно обучению у индийских гуру, первые уровни которого, однако, были доступны для любого),
дипломатия (разнообразные посольства и переговоры, заключение договоров о дружбе и союзе),
музыка (арфа, струнный инструмент, но отнюдь не духовые и ударные инструменты),
медицина (ее три аспекта: заклинания, хирургия и лечение травами),
распределение напитков (виночерпий: он разделял доли сотрапезников, но разливала напитки в кубки царица),
информация [i](друид-привратник, опрашивающий гостей),
архитектура (строительство домов или крепостей).
Как видно из перечня занятий, основными функциями филидов являются регулирование отношений внутри общества, поддержание порядка в социуме.
Филиды имели организацию, устроенную по корпоративному принципу. Эта организация включала семь ступеней: ollam, ansruth, cli, cano, dos(s), mас fuirmid, focluc. Существовали и другие варианты этой иерархии: Кормак называет только шесть ступеней, в Crith gablach перечисляются семь ступеней, но возглавляет список не ollam, а eces.
Иерархичность организации филидов предопределяла закрепление определенных видов поэтических произведений за каждым рангом. Продвигаясь по ступенькам иерархической лестницы, филид должен был осваивать все более сложные поэтические произведения, вместе с тем возрастала и его роль в исполнении различных церемоний и ритуалов. Определенная иерархия в исполнении ритуальных гимнов отмечена и в индийской традиции.
Филиды получали образование в специальных школах, продолжавших, вероятно, в какой-то мере традицию школ друидов, о которых писал Цезарь. Обучение в такой школе длилось 12 лет. Учебный год длился с 1 ноября (Samain) по 1 мая (Beltene).
Сохранились сведения о том, как проходило обучение в таких школах. Утром учитель вводил учеников в низкое здание с наглухо закрытыми окнами. После объяснения нового правила учитель давал задание, которое проверял вечером. Все это время ученики должны были находиться в темноте. Никаких записей не допускалось. Указания на подобную процедуру, но не учения, а работы, есть в более ранних памятниках. Видимо, привычка сочинять в темноте становилась профессиональной условностью. Среди поэтов было много слепых, откуда часто встречающееся прозвище Dallan от dall 'слепой'.
Древнейшие ирландские законы свидетельствуют о почти монопольном господстве филидов в сфере культуры. Согласно прологу к корпусу права "енхус Мор", до прихода Патрика в Ирландии публично могли выступать: историк с рассказами и повестями, поэт с восхвалениями и сатирами и брегон с максимами и прецедентами. Бардов жалуют как поэтов, но в, то же время, относятся к ним свысока. Социальный престиж ирландских бардов не идет ни в какое сравнение с престижем филидов. Сакрально-магический характер традиции филидов ставил непреодолимую грань между ней и традицией бардов. В оправдание того уважения, которое оказывалось филиду, считалось, что он должен быть сведущ во всем. Если он не знал чего-либо, то ему самому следовало принять меры.
К филидам предъявлялись высокие требования в отношении как поведения, так и профессионального ремесла. Известно поучение о 14 потоках мудрости (поэзии): 14 потоков мудрости таковы: скромность и невинность, "знание" (imbus forosnai) и заклинание, поэма (на которую имеет право только оллам) и суждение, "открывание истины" (teinm laeda) и большая ученость, чистота рук и брака, чистота уст и учения.
Филиды относились к привилегированному сословию - nemed. Они были освобождены от уплаты налогов и воинской обязанности. Филиды не были привязаны ни к какому племени, были вольны переходить от одного короля к другому, и никто в Ирландии не имел права отказать им в гостеприимстве. Стихотворения и поэмы, сочиненные на заказ, считались самым дорогим "товаром".
Личность поэта охранялась законом. Были предусмотрены, в частности, размеры материальной компенсации за оскорбление, нанесенное филиду.
Убийство филида считалось величайшим позором, и, кроме того, могло оказаться весьма опасным. Летопись Ольстера 1024 пересказывает, как Cuan hua Lothchain, главный поэт Ирландии, был убит в Tethba. Перед смертью он был способен заставить органы тела убийц гнить от одной его песни, у всех на глазах. Предполагаемая власть поэтов над смертью удостоверяется английскими источниками 16 века.
Отношения между филидами и королями строились в соответствии с обычаем обмена дарами. Дар со стороны филида - поэма (duan), за которую король платил по установленной таксе, duas.
Как носители сакрального знания, филиды регулировали жизнь общества в качестве советников и наставников при королях. Филид, главным образом, был обязан заботиться о здоровье короля, о его душевном равновесии и о его исторических и научных познаниях.
Филиды участвовали в обрядах посвящения короля и тем самым придавали королевской власти священный характер.
Своей покровительницей филиды считали Бригит - дочь Дагды, матерь искусств (и «художников»,<i> aes dána</i>, считавшихся сведущими в тайнах ремесла или в духовных знаниях), она считалась матерью поэтов, кузнецов и целителей.
Поделиться32009-06-11 13:19:37
Магические практики филидов.
Филиды имели огромные возможности для воздействия на общественное мнение; составляемые ими песни восхваления и поношения могли возвысить любого человека в глазах всего общества, либо, смешать его с грязью. Стоит отметить, что ирландское общество было в крайней степени озабочено сохранением чести, поэтому песнь поношения (сатира) и песнь восхваления являлись мощным средством воздействия на человека.
Также необходимо заметить, что поэтическое слово, как считалось, обладало магическим действием.
Большинство известных нам образцов всевозможных магических заклинаний известны нам по текстам различных жанров, в частности сагам.
Сатира или glam dicenn.
Особым жанром древнеирландской поэзии были магические заклинания, так называемые сатиры, направленные против людей. Диодор Сицилийский отмечает, что поэт волен хвалить и порицать. Сатира — это магическое изречение, произносимое друидом или, чаще, филидом против человека, преступившего то или иное правило своей общины.
Умение сочинять сатиры делало филидов одиозными фигурами для непосвященных. Так, по ирландским законам король не должен иметь физических изъянов. Сатира glam dicenn могла вызвать появление прыщей на лице короля, что предполагало немедленное отречение от престола, поскольку физически неполноценный монарх был не в состоянии обеспечить процветание своим подданным.
Из текста «Глам дицин»:
«…Тогда Неде попросил у Кайера щит. "Горе мне, — сказал Кайер, — мне запрещено с ним расставаться". И Неде сотворил против него глам дицин, и три прыща выскочили у того на щеках. Вот какова была эта сатира: "Горе, смерть, краткую жизнь Кайеру, — да поразят Кайера боевые мечи... Кайер под землей, под стеками, под камнями..." На следующее утро Кайер пошел к источнику. Он поднес руку к своему лицу и обнаружил на нем три прыща, вызванные сатирой: Изъян, Хулу и Уродство ,красный, зеленый и белый. Чтобы никто не видел его унижения, он бежал в Дун Кермнай к Кахеру, сыну Этарскеле…»В легендах зафиксированы случаи, когда glam dicenn приводила к смерти.
Из текста «Сватовство к Луайне и смерть Атирне»:
“Когда прознали Атирне Айлдисах и два его сына, что была она обещана Конхобару, то явились к девушке и решили просить у нее даров. Когда же увидели они Луайне, то все трое полюбили ее и возжелали так, что лучше было им расстаться с жизнью, чем не быть вместе с девушкой. Один за другим принялись они умолять ее и говорили, что умрут и каждый из них сделает ей глам дицин, если не будет она им благоволить.
"Не подобает вам говорить так, — ответила девушка, — ибо должна я стать женой Конхобара".
"Не в силах мы остаться в живых, если не соединимся с тобой, — сказали они".
И все же отказалась девушка возлечь с ними. Тогда спели они ей три песни поношения, что оставили на ее лице три нарыва — Стыда, Упрека и Позора, что были черного, красного и белого цвета. Тотчас испустила Луайне дух от стыда и позора”
Но как для песни прославления, так и для песни поношения необходимы реальные фактические основания. В легендах, как правило, злоупотребление сатирой приводило филида к гибели.
Филиды в приведенных мною текстах складывали глам дицин, не имея на то веских причин, а только для собственной выгоды, что привело их к смерти.
Из текста «Глам Дицин»:
«Неде въехал на колеснице в крепость (где укрылся король Кайер), и собаки шли по следу Кайера до камня позади крепости. Кайер умер от стыда, увидав Неде. Когда настала его смерть, скала раскололась (?) и вспыхнула пламенем; осколок скалы отскочил в глаз Неде и вошел ему в голову...»
Из текста «Сватовство к Луайне и смерть Атирне»:
«После чего филид Атирне и оба его сына почли за лучшее бежать; тем не менее, им не удалось скрыться от гнева благородных людей Ульстера: Атирне кончил тем, что был убит вместе со всей семьей, а дом его был сожжен...».
Филиды могли проникать в прошлое и предсказывать будущее с помощью процедур шаманистического толка: imbus forosnai, teinm laeda, dichetal di chennaib na tuathe.
Imbus forosnai
Данный архаический способ прорицания фигурирует в “Глоссарии Кормака”. Если верить ирландскому составителю глоссария, то словосочетание означает “озаряющая наука”. На самом деле слово — bas обозначает здесь ладонь руки, как это становится ясно из описания наложения заклятья, приводимого самим писцом:
"Филид разжевывает кусок мяса красной свиньи, собаки или кошки, который кладет затем на плоский камень позади дверей; он приносит его в жертву богам на жертвеннике, сопровождая эту процедуру пением заклинаний; после того он взывает к своим идолам; если назавтра он не находит их (?), то налагает заклятье на свои ладони и вновь призывает к себе своих идолов, дабы сон его не был нарушен, и он держит ладони у себя на щеках до тех пор, пока не уснет. Тогда его стерегут, чтобы никто не помешал и не побеспокоил его прежде, чем ему все до конца откроется, то есть до исхода девяти дней или двух или трех, в зависимости от того, как было сочтено необходимым во время жертвоприношения"
Целью этих действий является получение информации путем, который предполагает определенные сакральные знания.
Teinm Laegda
Переводится как “озарение песни”. Именно с помощью “озарения песни” король-герой Финн мак Кумалл, согласно тому же “Глоссарию Кормака”, сумел отыскать убийцу своего шута Ломны. Для этого “Финн положил в рот большой палец своей руки и запел "песнь озарения"”. Известно несколько вариантов. Следовало либо опустить прутья на предмет, по поводу которого требовались разъяснения, либо, как Финн, положить в рот большой палец руки, касаясь им зуба мудрости, прикусить его, сочинить экспромтом четверостишие и, в конце, принести жертву богам.
“Озарение песни” использовалось при публичном разгадывании загадок и в совершенно светских играх. Когда Лугайду, слепому филиду, поднесли маленький череп, выброшенный морем на берег, и спросили, какому существу он принадлежал, тот велел: «Положите сверху кончики прутьев», затем, после раздумья, заявил, что это была голова маленькой собачки Брекана:
«Это лишь малые останки, — сказал он, — ибо Брекан был утоплен вместе со всей семьей в этой пучине».
Существовали и другие заклинания, способные воздействовать на сознание человека или даже убить его.
Dlui fulla
Длуи фулла осуществлялся с помощью соломины, которую достаточно было бросить в лицо намеченной особе, чтобы та сделалась безумной. Трактат “Соответствие имен», прибегая к игре слов, объясняет это действие с помощью имени короля:
“Нуада Фуллон: Фуллон — таково было имя друида, который вырастил его, а он был первым друидом, наложившим заклятье на соломинку, чтобы сделать человека безумным. Потому у ирландцев и называют этот обряд длуи фулла”.
Briamon smethraige
Бриамон сметрайге мог налагаться филидом , когда кто-либо противился его воле:
“Он (филид) может двумя пальцами потереть мочку уха человека, и тот, над кем проделано это действие, умирает. И это естественно: как ухо расположено у человека снаружи, так и человек, над которым произведено такое действие, оказывается вне человечества...” .
Кроме того в легендах не один раз упоминается о власти друидов и филидов над стихиями. как правило, стихией филидов была вода.
Помимо прочих, пример свидетельствующий о такой власти содержится в “Смерти Лоегайра”, что очевидно из следующего комментария:
“Как погиб Лоегайр-Победитель? Нетрудно сказать. Аэд Мак Айнин сошелся с Мугайн Айтинхайрхех. Она была женой Конхобара, и стало известно, что они вместе. Поэта схватили по приказу Конхобара, и он просил утопить его. Конхобар на это дал свое согласие. Тогда того подвели по очереди ко всем озерам Ирландии, но он налагал заклятье на воды и всякий раз, ударив в берег, делал так, что там не оставалось ни единой капли воды, ни реки, ни озера, чтобы его утопить. Наконец, его привели в Лох Лай, к дверям дома Лоегайра, и там он оказался неспособен наложить чары на озеро. Его уже готовы были утопить, когда управляющий Лоегайра вышел из крепости. "Горе мне, Лоегайр, — сказал он. — Они не нашли в Ирландии другого места, чтобы утопить поэта!" Тогда Лоогайр встал и взял свой меч; но, ринувшись наружу, он так сильно ударился макушкой о притолоку двери, что снес себе всю заднюю часть головы, и мозги его забрызгали весь плащ. Тогда он убил тридцать человек из тех, что топили поэта, и Аэду удалось спастись. Так погиб Лоегайр...”
В “Разговоре двух Мудрецов” один из филидов обладает властью над морскими волнами:
“Адна, сын Утидира из коннахтцев, был первым среди фидов Ирландии в учености и искусстве поэзии. Был у него сын по имени Неде. Отправился Неде учиться искусству поэзии в Альбу к Эоху Эхбелу и пробыл у него, пока не преуспел в этом. Как-то раз гулял он и подошел к берегу моря, ибо считали филиды, что у воды приоткрывается им тайное знание. Вдруг услышал он из волн грустную и тоскливую песнь, и охватило его удивление. Тогда произнес он заклятия волне, дабы открылось ему, в чем тут дело. И узнал он, что сокрушались волны о смерти отца его, Адна, и что платье его отдали Ферхертне, филиду, ставшему первым поэтом”
Магический аспект деятельности филидов выражался в сочинении, а также хранении и передаче текстов, которые, будучи построены определенным образом, могли магически воздействовать на избранный объект.