Застава

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Застава » Одежда » Суздаль и его окрестности.


Суздаль и его окрестности.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Для патриотов и ревнителей реконста по истории родной области - еще один раздел. Уверена, что есть люди, кто хотел бы сделать что-нибудь поближе к нам. Для начала предложу для прочтения свою статью с нашего сайта о древней суздальской женской одежде. Можете высказывать свое мнение и давать новую информацию к размышлениям. Попозже скину фотку с готовым костюмом.
http://rarog.org/index.php?option=com_c … ;Itemid=50

0

2

МЛ. Сабурова
ТКАНИ ХII-НАЧАЛАХШв.ИЗ СУЗДАЛЯ
В
     1973 г. в г. Суздале при исследовании жилища XII в. рядом с церковью Всех Скорбящих Радость был обнаружен сильно обгоревший туесок с фраг¬ментами одежды1. П.И. Куглюковский, производивший раскопки, вскоре умер, и узнать, где находится туесок, было невозможно. Лишь 14 лет спустя он был  обнаружен   в   ВХНРЦ,   что   не  было  зарегистрировано  ранее  в  книге поступлений центра. Реставрация тканей из туеска была осуществлена в 1987 г. А.Г. Волынцевой-Шуриной2.
Ткани находились в туеске размером 9 X 14 см. Он полностью выгорел и при исследовании его содержимого не сохранился. Все, что находилось в туеске, было столь крепко свернуто, что не пропускало воздуха и потому, очевидно, не сгорело, а лишь прокалилось и почернело от гари. Ткани были промыты и расправлены, но не исследованы, так как характер горелой пряжи определить не удалось. Технологического анализа проведено не было.
В туеске находились разные материалы:
№ 1 — фрагмент тонкой ткани полотняного переплетения. Плотность ткани по основе — 22 нити на 1 см. Нити тонкие, ткань редкая. Наибольший фраг¬мент имел размер: 22 X 16 см. Остальные фрагменты меньшего размера: 21 X 9,5 см, а также размером от 13 X 6 см до 13 X 4,5 см. Много мел¬ких обрывков. На некоторых из них обнаружены кромки, швы и сборки (рис. 21);
№ 2 — фрагменты более плотной ткани усложненного переплетения, создающего ромбический рисунок фактуры. Плотность по основе — 16 нитей на 1 см, нити толще, чем на описанной выше ткани. Всего обнаружено более 15 мелких'фрагментов. Наибольший из них размером: 7 X 5,5 см. На них также сохранились швы (рис. 22);
№ 3 — прямоугольный кусок шерстяной ткани полотняного переплетения, у ко¬торого нити утка толще нитей основы. Плотность основы — 12 нитей на 1 см. По одной из длинных его сторон сохранилась кромка. Размер фраг¬мента: 21 X 15 см.На ткани сохранились заломы, свидетельствующие, что ткань ранее была сложена в крупные складки (рис. 23);
№4,— фрагменты двух стоячих воротников. Один высотой около Зсм и другой 5 — высотой немногим более 2 см. Наибольший фрагмент одного ворот-
290

ника: 9,5 X 3 см (№ 4), другого - 3,5 X 2,2 см (№5). Всего обнаружено более 15 мелких фрагментов и семь фрагментов более крупных, на четырех из которых сохранилось' шитье. Воротники многослойные. Шитье сделано на плотной ткани диагонального переплетения (сохра¬нилась в незначительном количестве). Под ней прослежена ткань полотняного переплетения (лен?). С изнаночной стороны, на некоторых фрагментах воротников, находилась золототканная лента, сильно отлаки¬рованная. На фрагментах с шитьем сохранилась обшивка воротника, сде¬ланная узкой шелковой лентой репсового переплетения.
На большем фрагменте (№ 4) видно, что воротник был вышит не по всей длине, за краем вышивки шла плотная ткань полотняного перепле¬тения, видимо, располагавшаяся в затылочной части воротника.
Шитье выполнено шелковой и золотой нитью. Основной узор шит швом "в елочку". На рентгенограмме, сделанной в центре им. И.Э. Гра¬баря, выявлен частично узор шитья3. На большом фрагменте (№ 4) вышит орнамент в виде спирали, заканчивающийся трилистным крином. Основной узор окантован полосой шитья по верху и короткой его стороне. Верхний угол шитья завершен треугольной фигурой (рис. 4). На меньшем фрагменте (№ 5) сохранился орнамент в виде закругляющейся линии, расположенной внутри прямоугольного края воротника, вышитого также по верхней его стороне и боковой. Верхний угол шитья завершен фигурой в виде прямоугольника, шитого в технике "гладь" (рис. 5). Детали ворот¬ников аналогичны стоечкам некрополя г. Суздаля4 (рис. 24).
В туеске были обнаружены также:
№ 6 ~ моток нитей крученого шелка. Нить скручена из двух ниток; № 7 — фрагмент спрессованного меха или войлока (рис. 25).
Наибольший интерес представляет ткань (№ 1). Самый большой ее кусок сшит из трех полотнищ. Максимальная длина сохранившихся частей — 22 см. Судя по расстоянию швов между полотнищами, ширина их не более 8 см. Сшиты полотнища запошивочным швом (бельевым), характерным для кроеной одежды. Швы сохранились и на меньших фрагментах, максимальная ширина которых также не более 8 см. На одном из фрагментов, размером 21 X 9,5 см, прослежена кромка по одной из длинных его сторон и шов — на расстоянии 7,5 см — по другой его стороне (рис. 26).
Больший кусок описываемой ткани подогнут на 2 см, затем собран в мелкую сборку и прошит в месте сгиба несколькими параллельными швами в технике "на¬зад иглой".
Аналогичным способом прошита юбка кафтана начала XIII в. из Изяславля5. Таким образом прошивались сборки на рубахах, сарафанах и поневах в русском традиционном костюме вплоть до XX в., что говорит о непрерываемой традиции шитья.
Собранная в мелкую сборку ткань была обшита лентой из той же ткани ши¬риной около 4 см. Лента была сложена и перекрывала край одежды с двух сторон.
292

Она была подвернута и пришита как снизу, так и частично по середине. Данный образец со сборками, швами и обшивкой мог принадлежать разной одежде — юбке, рубахе или сарафану. При детальном исследовании удалось констатиро¬вать его сходство скорее с сарафаном, для которого характерен определенный способ закрепа сборок лентой в верхней его части. На нашем образце одежды как лента, так и сборки не доходят до его края, что позволяет предположить наличие в этом месте проймы, а сам фрагмент отнести к верхней подбрительной части одежды типа сарафана. Появление одежды типа сарафана, очевидно, обу¬словлено влиянием культуры северных народов. Об общих чертах в костюме русских и их балтийских и финно-угорских соседей исследователи по одежде писали и ранее6. О находках одежды типа сарафанов сообщает Инга И. Хег7. Так, в могилах Бирки 1Х-Х1 вв. обнаружены женские одежды на лямках (брителях, наплечных лентах), закрепленных фибулами по сторонам груди. Одежда была из льна и шерсти, по верхнему краю ее прослежена обшивка лентами. Инга И. Хег считает одежду типа сарафана (Tragerrocke) нововведением викингов. Носили их викинги с рубахой как из прямых полотнищ, так и из собранных в сборку. Исследователи одежды викингов считают, что одежда, шитая в сборку (gaufrierte), пришла к викингам из Восточной Европы, так как она известна у славянских народов с древнейших времен, о чем говорят рельефы на памятниках из Адамклизи и Пальмиры. Наши фрагменты свидетельствуют о принадлежности их к комплексу северорусской одежды, известному по материалам поздней этнографии, — сарафану с рубахой, в данном случае — сарафану, шитому в сборку, и рубахе со стоячим воротником.
Полагаю, что высказанная ранее точка зрения о том, что лямочные сарафаны произошли от глухих сарафанов лишь в XVIII в., не может быть принятой. Воз¬можно, что глухой сарафан и произошел при видоизменении "телогреи" в XVIII в., когда узкие и длинные рукава последней перестали пришивать к ее пройме8. Об этом свидетельствует их общее название — "сарафан", которым в XIV в. называли одежду типа кафтана (Никоновская летопись под 1377 г.)9. Вновь образовавшаяся форма одежды — глухой сарафан — с течением времени была причислена к уже известному типу безрукавной одежды — лямочному сарафану, а сам термин сарафан' стал общим названием для безрукавной одежды описываемых видов женской одежды.
Лямочный "сарафан" по покрою происходит от другого вида одежды. Наш фрагмент ближе всего к сарафанам "прямым" или "круглым". Основным приз¬наком их являются прямые полотнища, собранные в сборку у верхнего края, об¬шитого лентой, и удерживаемые на корпусе с помощью брителей (лент). Они являются родом юбки на лямках10. Судя по широкой распространенности одежды на наплечных лямках у северных соседей славян уже с IX в., считаю возможным их бытование и в славянской среде в домонгольское время.
Наименование одежды — "лямочник", в смысле "сарафан на лямках", был рас¬пространен у великорусов Пермской и Свердловской обл.11 Калима высказал мнение, что слово "лямка", известное в русских говорах, заимствовано из финских языков.

0

3

Реконструкция суздальского воротничка из Владимирского музея
http://i005.radikal.ru/0803/07/899b4b3849e1.jpg
не самая лучшая на мой взгяд.

Отредактировано Сильваниель (2008-03-16 10:44:22)

0

4

Извините. гадкая. На самом деле он был красный, из НАТУРАЛЬНОГО шелка, вышит вприкреп золотом по ткани. Пуговицы сбоку.Вот найдено.

0

5

Продолжая воротничковую тему выкладываю иллюстрации из книги Седовой Суздаль в в 10 -15 веках.

http://i048.radikal.ru/0803/31/266c5cd8727f.jpg

0

6

http://i039.radikal.ru/0803/1e/c0579e1fc2df.jpg
Височные кольца из Суздальского музея 10-начало 12 века

0

7

http://i005.radikal.ru/0803/03/161410f77545.jpg
Платишко из Изяславля (раскопки Каргера) Начало 13 века.
Единственная находка целого платья на Руси

0

8

Плавно сползаем к мужскому костюму.
http://i002.radikal.ru/0803/51/0cd5a5937c72.jpg
Изображение на воротах Рождественского собора.
Очень необычная интерпритация. Чулки очень смахивают на шоссы.

0

9

http://i026.radikal.ru/0803/38/43194c4a845c.jpg
А вот хорошая фото воротничка

0

10

http://i047.radikal.ru/0803/97/368137c8f648.jpg
И еще мотив с деревьями

0

11

Сильваниель написал(а):

Изображение на воротах Рождественского собора.
Очень необычная интерпритация. Чулки очень смахивают на шоссы.

если по этой картинке что-то реконструировать, все равно нужно сюжет знать, мастеров-изготовителей ворот, сюжет и прочее, чтоб уже источником конкретно пользоваться.

0

12

Можешь о таких вещах больше не спрашивать, на то у нас и права модераторов

0

13

ок, просто чтобы ты сразу не пугалась)

0


Вы здесь » Застава » Одежда » Суздаль и его окрестности.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно