Застава

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Застава » Одежда » Финно-угры и балты в эпоху средневековья.


Финно-угры и балты в эпоху средневековья.

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Доброго времени суток!Создаю эту тему, поскольку наболело...финнов люблю до ужаса, поэтому ищу единомышленникогв для обсуждения инских тряпок))))))))если есть какие-нибудь предложения и статьи - буду рада. Иногда сама буду что-нибудь выкладывать. Желаю успехов!Если возникнут какие-то вопросы по другим тема, открывайте, будем сотрудничать вместе по-возможности, материала у меня много, могу поделиться

+1

2

Вот статейка про финно угров, правда не нашенских, и по аглицки, перевести пока времени нет, диплом пишу, позже переведу но кто нибудь сам может попробовать.

Костюм финнов

0

3

Так вот, это вроде бы комплекс одежды Тууккала-26, который послужил основой для этого костюма.(ссылка в паспортах). Это Юго-восточная Финляндия. Отличия от карельского костюма в том, что жительницы Юго-Восточной Финляндии застегивали покрывало на правом плече подковообразной пластинчатой фибулой карельского типа, а жительницы Карельского перешейка крепили его на груди или в области левого плеча выпуклой подковообразной фибулой карельского типа. Так же у карел нет своеобразного оформления верхнего края юбки и передника, расположения овальновыпуклых фибул на плечах. В Тууккале, напротив, не носили сюкерё (украшение такое для головного убора) - это такая региональная специфика, но много схожего все равно было.

0

4

Ссылочка на девочку в шапке

0

5

ТКАЧЕСТВО.

Остатки льняных и шерстяных тканей из погребальных памятников свидетельствуют о высокоразвитом ткачестве у корелы. Льняная ткань шла на изготовление мужских и женских нательных рубах и шейных украшений. Ткани из овечьей шерсти, из которых шилась верхняя одежда, разнообразнее по цветовой гамме и техническим признакам.
Шерстяные ткани полотняного переплетения изготовлялись различными способами. Использование тонкой и одинаковой в основе и утке пряжи придавало ткани гладкую поверхность. Если же в основе пряжа была грубее, чем в утке, поверхность получалась рельефной. Своеобразный рисунок выходил при таком приеме тканья, когда нить утка пропускалась не через каждую нить основы, а сразу через две.
Ткани более сложного, саржевого переплетения, при котором чередование перекрытий нитей утка и основы идет по диагонали, употреблялись чаще других. Известны фрагменты толстой полосатой материи, сотканной из двух-трех ссученных разных по цвету тонких нитей.
Плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнуров, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений, — все это хорошо было знакомо древним карелам. Узорчатая и гладкая тесьма получалась при тканье на четырехугольных дощечках, снабженных по углам отверстиями. Если судить по языковым данным, то искусство тканья на дощечках было известно давным-давно, в период существования прибалтийско-финской языковой общности.
Найденные в древнекарельских могильниках фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения. Привозными были брокатные ленты.
Кроме шерстяных гладкоокрашенных плетеных шнуров использовались узорчатые диагонального переплетения и разноцветные. Например, на трех фрагментах в одной коллективной могиле (Кекомяки-1) узор был трехцветным (черный, коричневый, желтый), на четвертом — богатый рисунок сложного технического исполнения.
Сырьем для шерстяных тканей служила овечья шерсть. О выращивании волокнистых культур для льняной одежды у нас нет прямых сведений. По данным этнографов, в Карелии, кроме северных районов, сеяли лен-долгунец (моченец). О занятии ткачеством свидетельствуют находки большого количества пряслиц, железных игл-спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке. Поразительна их живучесть — они сохранились в карельских деревнях до XX в. А в Корельском городке обнаружены даже остатки ткацких станов. Пряслица, надевавшиеся на конец веретена для придания ему устойчивости, были костяными, шиферными, но чаще — глиняными. Как известно, пряслица из розового шифера изготовлялись в окрестностях г. Овруча на Волыни, откуда распространились по огромной территории, но вряд ли эти предметы появились у корелы в результате транзитной торговли прямо из Овруча. Скорее всего, они были приобретены при посредничестве новгородского рынка.
Для шитья одежды пользовались железными и медными иглами, по конструкции совершенно идентичными современным.

Финляндскому специалисту по тканям В Мерисало удалось с помощью 12 дощечек сделать копию тканого изделия из могильника (Kaukonen Т I Оm bnckvavningens traditioner i Fin land och ett par brickband fran korstagstlden — FM, 1968, N 75, fig 8)

© С. И. Кочкуркина.

0

6

ЮВЕЛИРНОЕ РЕМЕСЛО И ПРЕДМЕТЫ УКРАШЕНИЯ.

Высокий уровень художественного ремесла обеспечивал и качественное, и количественное разнообразие изделий. Помимо продукции местного производства распространялись предметы, изготовленные в Новгороде. Некоторые вещи поступали в результате многоплановых и разносторонних контактов. Остатки кузниц, в которых изготовляли медно-бронзовую нить для спиралей, украшавших женскую одежду, обнаружены на Карельском перешейке и у Куркийоки. Отдельные операции по обработке металла, не требующие применения горна, производились в жилых помещениях. Свидетельством работы с цветным металлом являются тигли, в которых плавили металл, и льячки, которыми его разливали в формы.
Металлообрабатывающие инструменты разнообразны, но немногочисленны. Ювелирная наковальня с удлиненным рогом и отверстием на противоположной стороне, найденная в хозяйственном комплексе Ховинсаари, аналогична новгородской. Считается, что такая наковальня наиболее удобна и универсальна в ювелирном производстве. Она служила опорой при свободной ковке или чеканке. Железные инструменты для волочения, протяжки бронзовой проволоки, литейный ковш, молоточки, с помощью которых производилась выковка ювелирных предметов, зубила (ими обрабатывались кусочки металла, а маленькими даже наносился орнамент), бородки для пробивания отверстий, бронзовые пинцеты с плоскими губами для захвата мелких предметов при их обработке и изгибания проволоки при филигранных работах являлись принадлежностью мастера-ювелира. Сюда же относятся небольшие бронзовые весы для взвешивания отдельных компонентов при составлении сплавов из цветных металлов.
Меднолитейное дело в древнекарельских землях развивалось в русле лучших новгородских традиций. Для изготовления предметов украшения использовались сложные, аналогичные новгородским сплавы. Так, например, вещи Х — ХII вв. и основном сделаны из сплава меди с цинком. В XIII — XIV вв. растет доля продукции из “чистой” меди, свинцово-оловянистой и оловянистой бронзы. Золотых предметов нет. Золото входило лишь как составная часть в некоторые сплавы. Ювелирные изделия несут большой объем информации, что нельзя сказать о кузнечных, повторяющих по форме и технологии вещи древнерусских центров, с которыми были связаны ремесленники карелы. В ювелирных украшениях, в том, как их носили, проявлялись этнографические особенности. Кроме того, они сопутствовали определенному покрою одежды, что само по себе ставит и решает еще одну важную задачу — реконструкцию древнекарельского костюма.
Уникальными, свойственными только древнекарельской культуре, были серебряные и медные застежки, использовавшиеся для прикрепления к волосам головного платка. Финляндские исследователи назвали их сюкерё — “узел (волос)”. Действительно, они похожи на узел волос, выполненный из тонких нитей. Носили такие застежки женщины, проживавшие в центральной части Карельского перешейка, где они, видимо, и изготовлялись. Лишь одна застежка обнаружена в эстонском кладе. Между тем та же техника плетения характерна для цепочек, которые в большом количестве встречались на памятниках Финляндии, Скандинавии, Прибалтики.
Шейные гривны в древнекарельском наборе украшений заметного места не занимали. Несколько серебряных экземпляров обнаружено в кладах, в погребениях их нет. В качестве украшений шеи чаще использовались ленты. Их носили и мужчины, и женщины. Они делались из узких берестяных полос и обертывались тканью. Сверху нашивались серебряные, иногда — позолоченные бляшки. В некоторых случаях применялись брокатные ленты, т. е. изделия из шелковой, затканной серебром или золотом материи. У мужчин к шейной ленте подвешивались крестообразные подвески.
Найдена одна иконка, носившаяся женщиной на шнурке. В центре ее — изображение Иисуса Христа. Над его головой нимб, в левой руке книга, правая — поднята для благословения, над правым плечом буквы IС, над левым — ХС. Изделие похоже на шиферную иконку первой половины XIV в. из собрания Троице-Сергиевой лавры.
Бусы не только не были характерны для корелы, но и носились иначе: как правило, они входили в сложные нагрудные украшения. Полые круглые с ушком использовались мужчинами в качестве пуговиц. Встречены лишь два ожерелья из бус, которые носились так, как должно, — на шее. Стеклянные бусы разнообразны: черные с белой спирально-волнистой инкрустацией, мозаичные, синие, коричневые, зеленоватые, золоченые бочонкообразные, — но количественно представлены мало. Чрезвычайно красивы серебряные филигранные бусы, орнаментированные узором в виде стилизованных листьев и различных фигур; бусы, украшенные зернью. Но чаще употреблялись скромные цилиндрические бусы из медных сплавов. У одних по внешней стороне — орнамент из спирально закрученного дрота, у других — из кружков, у третьих — посередине проходил металлический шнур.
Круглые, слегка выпуклые броши (они же фибулы, застежки) носились женщинами на груди у ворота рубашки между овально-выпуклыми фибулами. Иногда броши соединялись цепочкой, свисавшей с нижнего кольца, с цепедержателем под овально-выпуклой фибулой, расположенной на правом плече. Видимо, броши не были связаны с определенным покроем одежды и их следует рассматривать как декоративный элемент, потому что в ряде случаев они заменялись различного вида застежками.
Круглые фибулы изготовлялись из серебряного листа. К нижней части припаивалась (в редких случаях приклепывалась) петля, чаще всего в виде стилизованной головы животного с продетым в нее кольцом, с которого свисала металлическая цепочка, иногда — шерстяной шнур. На внутренней стороне была игла для застегивания. Центральная сферическая часть покрывалась разнообразными, очень редко повторяющимися орнаментами. Контур рисунка резко выделялся на фоне покрытой гравировкой и пуансонным (пуансон — инструмент чеканщика для нанесения различных узоров на металлические изделия) орнаментом поверхности, благодаря чему достигались контрастность и художественный эффект. Для усиления впечатления, для выделения центрального узора применялись чернь и позолота.
В качестве центрального узора на древнекарельских застежках использовались крест с плавно закругленными линиями (в углах его помещались пальметты), асимметричные разводы виноградной лозы, изображения львов, листьев, розеток, узоры, напоминающие “древо жизни”. К названной категории украшений примыкают два схожих по форме предмета, которые первоначально носились как медальоны на шее, на шнурке, но, попав в древне-карельскую среду, были переделаны в фибулы. Один из них — серебряный с изображением Марии Оранты (Марии Молящейся) в центре. Нет сомнения, что он изготовлен как дешевое провинциальное подражание роскошным, уникальным изделиям, однако пришелся по вкусу и в более позднее время. Например, финляндские кустари делали подвески, в общих чертах идентичные древнекарельскому образцу, и для местного пользования, и для вывоза за границу .
Тесным связям с Русью обязан своим появлением на Карельском перешейке и другой предмет — фибула с гравированным узором, получившим в литературе название “процветший крест”. На наружном ободке расположено восемь выпуклостей, подражающих драгоценным камням, украшавшим изделия из богатых древнерусских кладов. Древнекарельский экземпляр, несмотря на внешнее сходство с ними, существенным образом отличается прежде всего отсутствием самих камней, функциональным назначением, особенностями декора, грубой техникой гравировки. Видимо, предмет создан новгородскими ремесленниками для внутреннего, провинциального рынка, в том числе и для жителей Корельской земли.
Крупные подковообразные, орнаментированные растительным узором фибулы давно названы в специальной литературе “карельскими”, поскольку территория их распространения охватывала Северо-Западное Приладожье. Они употреблялись в женском костюме Для прикрепления головного платка и наплечной накидки. Об истоках орнамента фибул высказывались разные точки зрения. Большинство финляндских исследователей полагали, что орнамент пришел с Готланда, где в художественных мастерских перемешались византийские и восточные стили. Наиболее плодотворные мысли в этом направлении высказаны Р. Страндбергом. Опираясь на сравнительный анализ готландского, шведского и новгородского орнаментов, он привел ряд серьезных доказательств в пользу своей точки зрения, согласно которой новгородские орнаменты оказали ощутимое влияние и на готландский, и на шведский художественные стили. Эти подковообразные фибулы не могли изготовляться на Готланде, поскольку там нет схожих вещей; следовательно, они сделаны в древнекарельских землях. Что же касается орнаментальных мотивов, то они, по убеждению Страндберга, были творчески восприняты у новгородской художественной школы. Иначе и быть не могло — географические, социальные, политические и торговые условия способствовали ориентации древнекарельского искусства на Новгород. Но как бы ни обстояли дела в далеком прошлом, карельские подковообразные фибулы явились этнически определяющей чертой материальной культуры проживавшей в Юго-Восточной Финляндии и Северо-Западном Приладожье корелы.
Были в обиходе и другие фибулы, но они немногочисленны. В мужском костюме для застегивания верхней части одежды применялись отличные от женских подковообразные и кольцевидные застежки. Среди последних есть необычная серебряная фибула с изображением сцепленных рук, фибула с надписью “Ave Maria G. T.”; по ободку третьей шел ряд готических букв (видимо, неправильно воспроизведена надпись “Ave Maria”). Еще одно изящное украшение — ажурная серебряная круглая фибула с орнаментом пальметта — имеет шведское происхождение.
Овально-выпуклые фибулы носились женщинами на предплечьях и скрепляли два полотнища платья. От них свисали сложные гарнитуры украшений, о которых речь пойдет ниже. Овально-выпуклые фибулы в силу частой встречаемости несут важную хронологическую и этническую информацию. Этим украшениям, за некоторым исключением, свойственны одинаковые форма и размеры, но орнаментация их различна: узор из кружков, звериный орнамент, растительный акантовый (акант — род травянистых растений), в виде плетенки. Самыми распространенными были застежки с изображением клешней рака: 83 обнаружены в пределах этнической древнекарельской территории, а также в Финляндии, Новгороде, Изборске, Орешке иуд. Мишкино в бассейне р. Невы.
Одни фибулы начали входить в употребление в XII в., другие — прочно датируются XIII — XIV вв. Но вот что интересно: ареал фибул убедительно очерчивает район обитания древних карел. Присутствие типичных для корелы предметов за пределами этнической территории говорит как о пребывании некоторых ее представителей в отдаленных местах, так и о широких торговых связях.
В нагрудных украшениях между овально-выпуклыми фибулами и цепедержателями располагались пронизки, своей формой напоминающие букву “Ф”. Через них пропускался шнур, один конец которого привязывался к верхнему украшению, другой — к нижнему. Иногда между “Ф”-образной пронизкой и цепедержателем помещались металлические цилиндрические бусины. К ушкам подвешивались миниатюрные украшения треугольной, ромбовидной, сердцевидной формы, в виде бубенчиков, лапок водоплавающих птиц. Пронизки характерны для древнекарельской культуры главным образом центральной части Карельского перешейка. На северном побережье Ладоги, и в частности на городище Паасо, они неизвестны. По этим предметам совершенно неожиданно (потому, что на других образцах материальной культуры это направление не выявлено) устанавливаются связи между древними карелами и пермью вычегодской. Такие же изделия встречены в Западной Финляндии, где они оставлены проникшей туда частью населения с северо-западных берегов Ладоги.
Неповторимое своеобразие материальной культуре корелы придают серебряные и медные цепедержатели: спиралевидные и ажурные крестообразной формы. Их назначение ясно из названия — держать цепи нагрудных украшений. Спиралевидные представлены изделиями простой формы и с более усложненной орнаментацией. Первые обнаруживают значительное сходство с бронзовыми спиральными держателями начала XI в., найденными в Финляндии, а те в свою очередь восходят еще к более ранним типам. Изделия с усложненным декором, напротив, можно считать типичным древнекарельским изобретением. Отдельные экземпляры встречены на островах Готланд и Сааремаа, на Ижорском плато, у Костромы, в Орешке и Новгороде.
Ажурные цепедержатели за пределами территории древних карел почти неизвестны (собраны лишь в разрушенном погребении у д. Мишкино, уже упоминавшемся в связи с находками других этнических вещей корелы), что позволяет считать их истинно предметами украшения корелы.
Цепи из серебра, бронзы, железа — обычные ювелирные изделия, носимые женщинами на груди. Они соединяли нагрудные украшения, от которых спускались дополнительные цепочки с висевшими на одном конце копоушкой, на другом — ножом и т. д. Нагрудные цепи состояли из одинарных, двойных, тройных колечек различной толщины и диаметра. Фантазия мастеров-ювелиров привела к созданию цепей из бронзовых пластин, костыльков с ушками, крупных железных восьмеркообразных звеньев. У древних карел, проживавших на Карельском перешейке, использовались железные цепи (за одним исключением), в могильниках Саво — и те и другие.
Копоушки одновременно использовались в гигиенических целях — для чистки ушей — и служили украшением женского древнекарельского костюма. Такие изделия обычны для финно-угорских народов, заселявших обширные территории. Западнее Корельской земли они неизвестны. Отдельные находки в Финляндии свидетельствуют о проникновении туда какой-то части корелы. Копоушки крепились железной цепочкой к правой части нагрудного гарнитура (овально-выпуклая фибула — Ф-образная пронизка — цепедержатель) и спускались ниже пояса. Делались из серебра, медных сплавов и железа. Единственное изделие из кости имело два неидентичных изображения: на одной стороне — акантовый узор, на другой — человеческая фигура во весь рост.
Немногочисленные шумящие подвески носились на длинной цепочке, спускающейся от нагрудного украшения до пояса, в одних случаях с правой стороны, в других — с левой. Такое расположение характерно для финно-угорских народов, использовавших их в качестве оберегов. Создается впечатление, что шумящие подвески не производились древними карелами: качественно они разнообразны, а представлены одним-двумя образцами. Такое могло произойти, если изделия где-то покупались. Это подтверждает уже давно высказанную мысль, что некоторые украшения, и в частности шумящие, изготовлялись в Новгороде, откуда расходились в разных направлениях и оседали на инородных территориях.
Ножи — наиболее распространенные и универсальные предметы. Среди них есть боевые, бытовые и ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах. Последние, нарядные, искусно украшенные, принадлежали обычно женщинам. Их прикрепляли к нагрудным цепочкам, свисавшим чуть ниже пояса с правой или левой стороны. Мужчины же, как правило, пользовались обыкновенными, простыми ножами, имевшими чисто практическое назначение. У женщин, разумеется, ножи исполняли, кроме того, и декоративную функцию. Ей были подчинены и форма изделия, и материал, идущий на рукояти и ножны, и сам орнамент. Лезвие таких ножей занимало меньше половины всей длины и для каких-то серьезных операций было малопригодным, зато сама рукоять в форме усеченного конуса, слабо расширяющегося кверху, украшалась орнаментом в виде плетенки.
На территории летописной корелы ножи с орнаментированными рукоятями встречены и в могильниках, и на поселениях. Отдельные предметы известны в Северной Швеции, на Ижорском плато, в городах Копорье, Орешек и Новгород. Несмотря на такую широкую распространенность, изделия являются индикатором древнекарельской этнической принадлежности, независимо от того где они производились и куда попали в результате сложных торгово-культурно-экономических связей. К ним, как и к шумящим подвескам, в равной степени приложимо объяснение о производстве их в Новгороде по заказу корелы. Не исключается изготовление на месте, ведь все-таки рукояти отличались друг от друга некоторыми деталями.
Ножи хранились в кожаных ножнах, украшенных орнаментированными бронзовыми пластинками. Древне-карельские ножны, хорошо задуманные и прекрасно выполненные, производили парадное впечатление. Длина их достигала 13—20 см (средние размеры 14—16 см). Среди ножен есть ажурные, в виде сплошных оковок, украшенных растительным орнаментом и прочерченными линиями, выполненными гравировкой. И хотя используются одни и те же мотивы, одни и те же детали орнамента, композиционное строение декора различно. У ножен помимо боковых пластинок есть еще и перехваты; максимальное число их — семь, но чаще — четыре-пять, однако от длины ножен количество перехватов не зависело. Боковые пластинки и перехваты покрывались растительным узором, выпуклостями, прочерченными линиями. Устье ножен, кроме того, подчеркивалось металлическим “кружевом”.
Перстни из серебра и медных сплавов носились и мужчинами, и женщинами. Интересны фигурно-срединные печатные медные перстни. На печатках помещались гравированные изображения крылатого коня, схематические фигуры людей. На одном серебряном изделии на фигурном щитке в овальной, а затем прямоугольной рамке изображена мужская фигура с прямым предметом в правой руке и треугольным — в левой. Без сомнения, по многим деталям этот рисунок схож с изображением популярного на Руси воина — св. Феодора — на печатях новгородских князей XII—XIII вв., где он показан во весь рост с копьем в правой руке и щитом — в левой . Видно мужчине было лестно носить перстень с таким же, что и на печатях новгородских князей, изображением.
Для украшения женской одежды широко применялись спиральки, скрученные из медной проволоки различного сечения и диаметра. Эта традиция характерна как для ранних, так и для поздних этапов развития древнекарельской культуры и распространялась на северо-западных берегах Ладожского озера, а также в Юго-Восточной Финляндии (в районе Саво).
Среди предметов из цветных металлов есть единичные изделия, но мы не останавливаемся на них, поскольку не они определяют суть древнекарельской культуры. Подробно рассмотрены лишь те украшения, которые составили специфические особенности древнекарельской одежды и способствовали ее реконструкции.

27 Колчин Б А Железообрабатывающее ремесло Новгорода Beликого - МИА, 1959, № 65, с 20
28 2 Васильева Э С Характеристика медных сплавов с городищ Тиверск и Паасо — В кн Кочкуркина С И Древняя корела Л , 1982, с 185-188
29 Nordman С A Smyckefyndet fran Sipilanmaki i Sakkola — SMYA, 1945, N 45, s 233 30 Antomewicz W Ein Medallion mit der Darstellung der betenden Mutter Gottes (Maria Orans) aus Kekomaki in Karelien — In Studia archaeologica in memoriam Harri Moora Tallinn, 1970, S 50
31 Strandberg R Les broches dar gent careliennes en forme de fer a cheval et leurs ornements — ESA, 1938, N 12, p 173, 190 200
32 Янин В Л Актовые печати Древней Руси X—XV вв М , 1970, т 1 с 120-122

это тоже Кочкуркина С. И.

0

7

http://kannas.nm.ru/index.htm - один из сайтов о Карелии

http://northcongress.ural.ru/index/ru/a … c?r_id=619 - вот еще ссылка по Кочкуркиной

http://www.museum.ru/M1235 - карельский гос. Исторический музей, адреса

http://arkaiskprest.livejournal.com/tag/историческая реконструкция - еще есть тут

0

8

Здравствуйте)
Скажите пожалуйста, где можно заказать часть комплекса нагрудных украшений (цепедержатели хотя бы) и сюкерё??
И совсем ли не допустимо ношение гривен по эскизам из Хвощинской?

Отредактировано Зимава (2009-06-07 22:47:10)

0

9

Какой конкретно местностью вы занимаетесь?
Сюкере будет стоить не менее 9000 рублей, могу заказать для Вас.
Есдили делаете корел, могу так же найти нагрудные - скорлупки. Три типа точно и круглую фибулу на рубаху из серебра. С большими подковами хуже. И ф-образные пронизки тож сложно ,это придется заказывать только в Питере пока что.
Хвощинская корел особо не публикует ,у нее вроде Залахтовье...
Вы вообще чем занимаетесь конкретно?

0

10

Карелы 12 век.
Если честно, это мой первый комплект, поэтому извините пожалуйста меня  заранее за глупые и абсурдные вопросы, как, например, можно ли ижорскую и водьскую гривну носить с карельской одеждой.
Сюкере естественно, к сожалению, я позволить себе пока не могу, а овало-выпуклые фибулы я заказала у местных (нижегородских) ювелиров.
Если Вас не затруднит, не могли бы Вы мне ответить на ещё несколько вопросов.
Для комплекта женщины среднего достатка будет ли достаточным такой комплекс нагрудных отношений: овало-выпуклые фибулы, железная двойная нагрудная цепочка, медные дополнительные цепочки с гребнем и ножом на концах, но без пронизок и цепедержателей. Как на эскизе Туори, но с другими предметами?
И можно ли на головной платок носить тканное на дощечках очелье, орнаментированное бляшками с жемчужинами?

0

11

Зимава написал(а):

И можно ли на головной платок носить тканное на дощечках очелье, орнаментированное бляшками с жемчужинами?

Если есть источник то почему бы нет.  Или обосновать, что так могли ходить корелы.
http://skal.yard.ru/pass/lani.php Вот пример паспорта на карел, правда 11 века.

0

12

Эту замечательную реконструкцию я видела уже давно,
когда я завершу свой костюм, можно я у вас его выложу для критики, если, конечно разберусь с ювелиркой?

Отредактировано Зимава (2009-06-10 00:40:57)

0

13

Да ,конечно выкладывайте :) Кста ,у ребят на сайте есть списки литературы ,причем очень неплохой, это может очень здорово подсобить

0

14

Здравствуйте!Очень интересует материал по рязано-окским могильникам,а именно-Вакинский,Кузьминский,Борковской.С одеждой и обувью-беда!

0


Вы здесь » Застава » Одежда » Финно-угры и балты в эпоху средневековья.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно