нет, пришивались к основному полотнищу рубахи
Одежда горожан Владимира 11-13 века
Сообщений 31 страница 49 из 49
Поделиться322008-03-29 02:39:40
всетаки можно выкладывать хотябы раскладку ткани на стойку, и источник
Поделиться332008-03-29 03:33:52
ну источник у тебя перед глазами, какой тебе еще надо? Носил рубашку Андрей Боголюбский. а публикацию по рубашке выложу чуть позже
Поделиться342008-03-30 00:50:03
Кста, кто автор публикации?я давным-давно ссылку видела...а еще, там, заметьте ,пуговицы-то вроде-бы сделаны из тканевой основы. и сам способ обработки ворота тоже очень специфический...можно попробовать сделать графическую реконструкцию, потому что сшить проблематично-такую ткань сейчас не найти, разве что в магазине "Шелковый Путь в Москве"и то, наверно, на заказ
Поделиться352008-03-30 00:56:18
Я видела его в книге Родиной М. Е. Международные связи Владимиро-Суздальской Руси
Поделиться362008-03-30 00:58:35
Можно сшить и из одноцветного шелка. Как вариант.
Поделиться372008-03-30 01:17:09
Можно. По крайней мере крой попробовать...но, к сожалению точная реконструкция практически невозможна. Я могу ткань в Германии заказать, но мне придетсмя продать последние носки и корочки хлеба...эххххххххх....а еще я пока золотным шитьем по рубахе Суздальской занимаюсь ,поэтому эту тему пока пришлось отложить на время
а про публикацию - я отдельную чью-то статью видела в каком-то сборнике, но не помню где. А у Родиной в книге ссылки на нее нет.
Поделиться382008-03-30 01:21:52
В фотографиях во вклейке посмотри.
Поделиться392008-03-30 01:27:25
не, там просто подпись, я уже все просмотрела. Да лан, поищу еще. А с кроем - я в музей все равно собиралась - вот и гляну поточнее.
Поделиться402008-03-30 01:32:32
Я еще где то видела именно статьюЮ но счас не вспоню где имнеено. Надо завалы книжек на компе разобрать.
Поделиться412008-03-31 01:08:04
ну источник у тебя перед глазами, какой тебе еще надо?
у меня с железом как то получше ,чем с тканью ! я не могу по обрывкам ткани общую картину предлтавить
Поделиться422008-03-31 02:20:59
крой туникообразный, рубаха с высоким воротом стойкой, сшита из византийского шелка.
Поделиться432008-04-01 10:59:04
К вопросу о мужской одежде города даю статью. Она правда о довольно далеком по расположению месте ,но мож кому пригодится)
Матэрыялы па археологii Беларусi №3, Мiнск, 2001. стр.265-267.
Брайчевская Е.А.(Киев), Колединский Л.В. (Минск)
ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЖСКАЯ СВИТА
(УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА ХII-ХIII вв ИЗ ВИТЕБСКА).
Исторический костюм на различных этапах развития человеческого общества является предметом постоянного внимания археологов, этнографов и искусствоведов. Заинтересованность его возникновением и развитием не случайна и связана с тем, что костюм, одновременно с жильем, орудиями труда, посудой и пищей является одним из компонентов материальной культуры этноса и тесно связан с определенными этапами его социально-экономического развития. Не является исключением в этом плане и древнерусский костюм.
Средневековое государство Киевская Русь в X-XIII вв. имело сложную социальную структуру населения, в которой значительную группу составляли жители городов.
Составные части костюмов рядовых горожан (кожухи, шапки, сорочки, сапоги) упоминаются в ряде берестяных грамот, найденных во время раскопок Новгорода Великого. Особенный интерес представляет грамота № 141, которая является ростовщической записью о сохранении заложенных вещей (Арциховский, Борковский, 1958,с. 17-19). Этими вещами были кожух, свита, сорочица, шапка и сапоги. Упоминание об одежде под названием «порты» содержится и в тексте берестяной грамоты из Витебска (Дроченина, Рыбаков, 1960,с.282-283). Тексты этих грамот дают представление о комплекте мужского костюма, за исключением пояса и украшений.
Мужской костюм городского населения Х"ХШ вв. представлен значительным количеством разрозненных находок его составных частей во время раскопок городских некрополей и жилых кварталов. Это отдельные находки фрагментов одежды, головных уборов, обуви и украшений.
Лучше всего в археологических материалах представлена обувь горожан. Целые экземпляры, отдельные фрагменты и заготовки деталей обуви найдены в массовом количестве в Новгороде Великом, Пскове, Старой Ладоге, Белоозере, Витебске, Минске, Гродно, Слониме, Бресте, Пинске, Слуцке, Звенигороде Галицком, Вильнюсе и Риге, что позволяет утверждать о наличии детальнокроенных сапог, башмаков, туфель и целнокроеных кожаных лаптей-поршней.
Мужские головные уборы горожан, войлочные «шапки», известны как по их находкам в древнерусском Берестье, так и по их изображениям на керамических игрушках, костяных шахматах (Слуцк, Волковыск, Лукомль), предметам личного обихода и ряду графических и фресковых изображений на стенах древнерусских храмов. Встречаются и отдельные куски войлока в раскопках Белоозера, Полоцка, Витебска.
В археологических материалах представлены кожаные рукавицы: Новгород Великий, Полоцк, Минск, Витебск, Слуцк, а также плетеные из шерстяных ниток рукавицы (Брест и Витебск) и носки (Полоцк, Белоозеро).
Но об одежде горожан археологические данные незначительны. Мужские погребения городских некрополей практически не содержат крупных остатков тканей и меховой одежды, по которым можно было быв реконструировать их покрой. О существовании сорочек, упомянутых в ряде письменных источников и широко представленных в изобразительных памятниках, можно судить только по мелким металлическим пуговицам, при которых иногда встречались незначительные остатки шелковых воротников (Брайчевска, 1992; Дучыц, 1995, с. 33-41).
О наличии в обиходе горожан меховой одежды (кожухов) свидетельствуют находки в ряде мужских погребений остатков войлокообразного тлена черного цвета. Фрагмент кожи с черным мехом был встречен и на Верхнем замке Витебска в слое ХII-ХШ вв.
Из-за фрагментарности тканей, найденных в погребениях и культурном слое городов, долгое время не представлялось возможным восстановить конструкцию верхней одежды, названной в письменных источниках «свитой». Этот вид одежды в конструктивном плане был наиболее неопределенным. Судя по письменным сообщениям, свита представляла собой верхнюю одежду с рукавами, сшитую из толстой шерстяной ткани. Поэтому, в своем роде уникальной является находка большого фрагмента теплой одежды, выявленной М.А. Ткачевым в 1977 г. на территории бывшего Окольного города Витебска. Она была найдена в строительной траншеи (шурф №4) по ул. Замковой, напротив ювелирного магазина, на глубине 1,2 м. от дневной поверхности в слое гумуса со щепой. Собранную в этом слое керамику можно отнести к XII-ХШ вв. (Ткачоу, 1977, с. 35-36).
От этой одежды сохранился только стан, рукава утрачены, от них сбереглись лишь обрывки ниток соединительных швов. Длина сохранившейся части стана одежды-1,1м (рис.1). Одежда имела туникообразный крой и была сшита из двух полотнищ шерстяной ткани, шириной 40см. Соединительные швы, выполненные такой же шерстяной нитью, из какой и сама ткань, проходят посередине спины и груди. Глубина несшитого разреза для головы достигает 20 см.
Сама шерстяная ткань имеет полотняное переплетение и была выткана из ниток двух цветов - белого и темно-коричневого. Цвет ниток натуральный, неокрашенный. Нити основы-двухцветные, утка-однотонные. Вследствие этого вытканный рисунок имеет вид трех продольных белых полос - широкой средней и двух узких боковых. Нитки, из которых была выткана ткань, очень толстые, так как сначала они были спрядены, а потом и скручены вдвое.
Данный фрагмент теплой одежды, вероятно, можно отождествлять с древнерусской мужской свитой, которая бьша в обиходе у рядового населения городов и шилась из толстых шерстяных тканей.
Конструктивно древнерусская свита, судя по ее фрагменту, найденному в Витебске, имела туникообразный крой, длинные рукава и была распашной. Одевалась она через голову, в связи с чем на груди имела глубокий, до пояса, разрез, который застегивался на большие костяные пуговицы или металлическую застежку.
Как и остальные части мужской верхней одежды, свита подпоясывалась поясом. Реконструкция внешнего вида свиты XII—XIII вв. из Витебска представлена на рис.2.
Находка фрагмента мужской свиты в Витебске также подтверждает предположение о том, что древнерусская мужская одежда в то время не была еще распашной. Появление верхней мужской распашной одежды, известной по более поздним изобразительным источникам, можно датировать концом XII-началом XIII вв.
ЛИТЕРАТУРА.
Арциховcкий А.В., Борковский И.В., 1958. Новгородские грамоты на Бересте (из раскопок 1955 года). М.
Дроченина Н.Н., Рыбаков Б.А., 1960. Берестяная грамота из Витебска.// СА. №1.
Брайчееска О.А., 1992. Давньоруский чоловiчий костюм Х-ХIII ст. (за за археологiчними. писемними та образотворчими джерелами). Автореф.дис... канд Iстор.наук. Киiв.
Дучыц Л.У., 1995. Касцюм жыхароу Беларусi Х-ХIII стст.(паводле археалагiчных звестак). Мн.
Ткачоу М.А., 1977. Справаздача аб палявых дасьледаваннях за 1977 г. Днепра-дзвiнскага атрада Беларускай археалагiчнай экспедыцыi.- Архiу Iнстытута гiсторыi НАН Беларусi. Спр. № 760.
Поделиться442008-04-04 22:02:32
повторяю вопрос по тесьме чем отличалось , пояс от , тесьмы на рукова ? или на обмитки ?, какой был рисунок , и если известно о его значении, тоже не плохо бы знать.
Поделиться452008-04-04 22:29:31
ну вопрос надо было задавать в теме про тесьму а не в одежде. ответила там
Поделиться462008-11-02 22:07:59
А про обувь ничего нету на владимир, мы тут чешую владимирскую начали потихоньку делать, сапоги нужны, может есть чего?
Поделиться472009-01-27 10:52:58
http://vkontakte.ru/club2145372 группа в Контакте.
Поделиться482011-03-15 21:57:54
Виноградов А.И. История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире. Владимир, 1905. - с. 59, 79
Инвентарная книга Владимирского районного музея. Религиозный культ №2. 1935, с. 51-52
Фехнер М. В. Изделия шелкоткацких мастерских Византии в Древней Руси // СА.1977-с.134
Родина М. Е. Международные связи Северо-восточной Руси в 10-15 вв. - Владимир, 2004. - С. 46-47, 162
Про ткань из гробницы Боголюбского
Поделиться492011-04-29 12:17:47
О! Это хоть в тему,
а то рекламщики совсем оборзели - взялись здесь спиртое рекламировать!